Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития соответствующих регионов, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Законопроект предусматривает установление особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (далее - территории).
Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности предусматривает:
особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации инвесторами проектов;
особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами;
применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях.
Органами управления свободной экономической зоной предлагается определить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере создания и функционирования свободной экономической зоны и управляющую компанию, под которой понимается публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее соответственно - уполномоченный федеральный орган, управляющая компания).
К полномочиям уполномоченного федерального органа предлагается отнести следующие полномочия:
обеспечение взаимодействия и координацию деятельности органов управления свободной экономической зоной с органами государственной власти;
утверждение:
примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
формы свидетельства о включении индивидуального предпринимателя, юридического лица в единый реестр участников (далее - единый реестр);
формы инвестиционной декларации;
определение порядка ведения единого реестра, которым может быть в том числе определена информация об участнике, не подлежащая публикации;
ежегодная оценка эффективности функционирования свободной экономической зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и представление в Правительство Российской Федерации ежегодного отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны, а также иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям управляющей компании предлагается отнести следующие полномочия:
осуществление ведения единого реестра и размещение его на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет";
выдача участнику свободной экономической зоны (далее - участник) свидетельства о включении в единый реестр;
сообщение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведения о включении лица в единый реестр и об исключении из него;
заключение договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне или отказ в заключении таких договоров;
осуществление мониторинга выполнения участником условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
представление в уполномоченный федеральный орган ежегодного отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны;
обеспечение предоставления участнику земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта;
осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом и актами Правительства Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено, что в свободной экономической зоне может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом уполномоченный федеральный орган может определить виды деятельности, осуществление которых в свободной экономической зоне участниками не допускается.
Законопроектом устанавливаются требования к лицу, намеревающемуся получить статус участника, порядок предоставления статуса участника, а также основания для отказа в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Лицо, намеревающееся получить статус участника, представляет в управляющую компанию заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - заявитель) с приложением предусмотренных законопроектом документов, а также инвестиционную декларацию.
Управляющая компания рассматривает представленные лицом документы и проводит оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями и методикой такой оценки, которые определяет уполномоченный федеральный орган (далее - оценка) и в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты подачи заявителем документов осуществляет их рассмотрение и принимает решение о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне или об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. В течение десяти рабочих дней с даты принятия такого решения управляющая компания направляет заявителю подписанный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
При этом решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть принято в случаях:
несоответствия установленным требованиям, имея в виду, что у лица, намеревающегося получить статус участника, отсутствует регистрация на территориях, либо филиал на территориях, а также в случае, если лицо, намеревающееся получить статус участника осуществляет деятельность, осуществление которой на территории свободной экономической зоны ограничено уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в случае если им определены такие виды деятельности).
признания управляющей компанией по результатам оценки инвестиционной декларации инвестиционного проекта неэффективным;
отсутствие в свободной экономической зоне свободного земельного участка, необремененного правами третьих лиц и подходящего для реализации инвестиционного проекта, или согласия собственника земельного участка на его предоставление для реализации инвестиционного проекта в случае, если для реализации инвестиционного проекта требуется земельный участок.
Решение управляющей компании об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть обжаловано в судебном порядке.
Законопроектом также предусмотрен порядок исключения участника из единого реестра, внесения изменений в договор об условиях деятельности свободной экономической зоне и осуществления мониторинга выполнения участником условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
В целях обеспечения своевременного начала функционирования особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне законопроектом предусмотрены нормы определяющие особенности вступления в силу отдельных положений законопроекта.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач, связанных с устойчивым социально-экономическим развитием территорий, а также снижению оттока рабочей силы и капитала из территорий.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Реализация Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" потребует расходы, покрываемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Оценить в настоящее время количество лиц, которые приобретут статус участника свободной экономической зоны в связи с принятием данного Федерального закона, а также определить потребность в средствах федерального бюджета на эти цели не представляется возможным.
В этой связи, а также имея в виду характер законопроекта, устанавливающего правовой режим, позволяющий применять определенные Федеральным законом особенности осуществления деятельности, а также особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, в рамках которого предусмотрена возможность использования налоговых и неналоговых льгот, дать конкретную оценку влияния его принятия на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не представляется возможным.
Принятие Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не приведет к снижению существующей налогооблагаемой базы публично - правовых образований и снижению их собственных доходов, поскольку нормы законопроекта будут действовать в отношении хозяйствующих субъектов вновь образованных субъектов Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства, но потребует внесения изменений в следующие Федеральные законы:
1. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.
2. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
Цель: внесение изменений в целях установления особенностей налогообложения, применения пониженных тарифов страховых взносов в отношении участников свободной экономической зоны в рамках особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Ответственный исполнитель: Минстрой России.
Срок подготовки: в течение 2-х недель со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-Ф3.
Цель: законопроектом предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне либо обеспечения функционирования свободной экономической зоны, передаются уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления управляющей компании в собственность или в аренду без проведения торгов на срок существования свободной экономической зоны.
Обоснование необходимости подготовки: статья 19 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Минстрой России.
Срок подготовки: в течение 2-х недель со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Цель: установление возможности применения особенностей в сфере регулирования земельных отношений.
Обоснование необходимости подготовки: статья 19 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Минстрой России.
Срок подготовки: в течение 2-х недель со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Цель: установление возможности применения особенностей в сфере регулирования градостроительных отношений.
Обоснование необходимости подготовки: статья 19 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Минстрой России.
Срок подготовки: в течение 2-х недель со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
Цель: внесение корреспондирующих изменений в целях определения полномочий "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий", выступающей управляющей компанией в свободной экономической зоне.
Обоснование необходимости подготовки: статья 7 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Минстрой России.
Срок подготовки: в течение 2-х недель со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Цель: внесение изменений в целях конкретизации страхователей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.
Ответственный исполнитель: Минстрой России.
Срок подготовки: в течение 2-х недель со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует:
1) принятия постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, в части наделения Минстроя России соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом (далее - постановление Правительства Российской Федерации).
Обоснование необходимости подготовки: статья 6 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
Срок подготовки - 60 дней со дня принятия Федерального закона.
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и подготовки отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны (далее - свободная экономическая зона);
Обоснование необходимости подготовки: пункт 4 статьи 6 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
Срок подготовки - 60 дней со дня принятия Федерального закона.
3) принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок и условия предоставления управляющей компанией земельных участков участнику свободной экономической зоны, необходимых для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Обоснование необходимости подготовки: статья 19 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
Срок подготовки - 60 дней со дня принятия Федерального закона.
4) принятия приказов Минстроя России об утверждении:
а) примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
б) формы свидетельства о включении индивидуального предпринимателя, юридического лица в единый реестр участников свободной экономической зоны (далее соответственно - единый реестр, участник);
в) формы инвестиционной декларации;
г) порядка ведения единого реестра, которым может быть в том числе определена информация об участнике, не подлежащая публикации;
д) критериев и методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне;
е) формата и структуры предоставления сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Обоснование необходимости подготовки: статьи 6, 9, часть 6 статьи 12 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
Срок - 60 дней со дня принятия постановления Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.