Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 328226-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект) предлагается дополнить статью 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон) положением об упрощенном порядке осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, а также статью 66 Федерального закона положением о том, что орган регистрации прав не несет ответственности за убытки, причиненные в результате осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, сведения о котором включены в федеральный или региональный реестры незавершенных объектов капитального строительства, на основании электронного документа заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица федерального органа исполнительной власти (в отношении объекта незавершенного строительства, включенного в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства) или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (в отношении объекта незавершенного строительства, включенного в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства).
По объектам незавершенного строительства, включенных в федеральный или региональный реестры незавершенных объектов капитального строительства, по которым приняты президиумом (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации управленческие решения (завершение его строительства (реконструкции) объекта незавершенного строительства и ввода его в эксплуатацию; приватизация (отчуждение) объекта незавершенного строительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке), необходимо осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права таких объектов.
В настоящее время учетно-регистрационные действия в отношении объектов незавершенного строительства осуществляются в соответствии со статьями 14, 40 Федерального закона, которые устанавливают основания для таких действий наличие либо разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического плана такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект, либо технического плана, подготовленного в отношении такого объекта, и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения такого объекта незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
При этом сроки осуществления мероприятий, направленных реализацию государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по объектам незавершенного строительства, включенных в федеральный и региональный реестры незавершенных объектов капитального строительства в настоящее время составляет не менее 6 месяцев, что в свою очередь увеличивает срок реализации управленческих решений, принятых в соответствии с частью 5 статьи 55.35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства от 26 июля 2022 г. N 1333 "О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства" (далее - постановление N 1333).
Учитывая вышеизложенное, упрощенный порядок учетно-регистрационных действий в отношении объектов незавершенного строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, устанавливаемый законопроектом, позволит в полном объеме выполнять Минстроем России работы по сокращению количества объектов незавершенного строительства.
При этом, законопроектом не предусматривается особенностей предоставления, образования и осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, сведения о котором включены в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в связи с тем, что согласно постановлению N 1333 последствиями включения объекта незавершенного строительства в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в том числе является снос объекта незавершенного строительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также приватизация (отчуждение) объекта незавершенного строительства либо передача его от одного публично-правового образования другому.
В этой связи в случае принятия управленческого решения о целесообразности сноса незавершенного объекта капитального строительства выполнение мероприятий, направленных на обеспечение образования земельного участка (разработка и утверждение документа, предусмотренного пунктом статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права), представляется нецелесообразным. В случае принятия управленческого решения о приватизации незавершенного объекта капитального строительства и отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке, на котором расположен объект незавершенного строительства, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении земельного участка, на котором расположен указанный объект незавершенного строительства, будут осуществляться по результатам приватизации (отчуждения) объекта незавершенного строительства и предоставления соответствующего земельного участка собственнику объекта недвижимости в установленном земельным законодательством порядке в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Реализация законопроекта не повлечет за собой необходимости выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В разрабатываемом законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" потребует внесения изменений в следующие нормативно правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2016 г. N 451 "О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минфин России, Росреестр.
приказ Росреестра от 4 марта 2022 г. N П/0072 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Росреестр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.