Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 340155-8 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 23 февраля 2022 г. N Пр-405 и предусматривает наделение органов государственной власти г. Москвы полномочиями по установлению особенностей определения размера платы за отопление помещений в многоквартирных домах.
Законопроект подготовлен в целях предотвращения значительного увеличения платы за жилищно-коммунальные услуги, связанного с годовыми климатическими колебаниями и, как следствие, недопущения роста социальной напряженности.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В г. Москве выбран второй способ, то есть начисление платежей населению за отопление производится равномерно в течение календарного года (по 1/12) исходя из объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме за предыдущий год. Такой порядок расчетов за отопление позволяет равномерно распределять платеж за отопление в течение всего года и не допускать значительного увеличения платежа за жилищно-коммунальные услуги в течение отопительного сезона.
По итогам года в соответствии с требованиями вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации населению должен выставляться единовременный корректирующий платеж, определяемый как разница между начисленными платежами исходя из объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме за предыдущий год и фактическим объемом тепловой энергии, использованной для нужд отопления.
Таким образом, при действующем порядке расчетов за отопление у регионов отсутствует возможность сглаживания колебаний платы за отопление посредством определения подлежащего выставлению объема тепловой энергии исходя не из одного предшествующего года, а за более длительный период.
В г. Москве данный способ расчетов за отопление в условиях экстремально теплой зимы 2020 года и холодной зимы 2021 года привел к тому, что рост ежемесячного платежа за отопление, подлежащего выставлению к оплате населению в 2022 году исходя из объемов тепловой энергии, использованной для нужд отопления в 2021 году, составил в среднем 25% по сравнению с 2021 годом, а по отдельным домам такой рост превысил 50%.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие наделение органов государственной власти города Москвы полномочиями по установлению особенностей определения размера платы за отопление помещений в многоквартирных домах и жилых домах в части расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление.
Необходимость наделения органа исполнительной власти города Москвы полномочием по установлению особенностей порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлена резкими различиями в температуре наружного воздуха в зимний период (в последние годы именно в Москве затяжные и аномально холодные зимы сменяются умеренно холодными или теплыми зимами с плюсовой температурой наружного воздуха, что приводит к необходимости оплачивать завышенный объем тепловой энергии в течение года, на который приходится теплая зима, с учетом того, что среднемесячный объем подлежащей оплате тепловой энергии определен за предшествующий год, в котором зима была холодной).
Законопроектом предусматривается особый порядок вступления его в силу - со дня официального опубликования, а также распространение его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г. Придание положениям законопроекта обратной силы обусловлено необходимостью сглаживания социальной напряженности, возникшей в связи с выставлением потребителям в г. Москве корректирующего платежного документа для внесения платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам прошедшего года с учетом аномально холодной зимы 2021 года.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Реализация положений законопроекта не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) потребует внесения изменений в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Основание - статья 2 Закона.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители: Минэнерго России
Планируемый срок разработки - в течение 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.