Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 310855-8 "О внесении изменений в статью 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(в части установления уголовной ответственности за безлицензионное производство и оборот табака и табачной продукции)
внесен Правительством Российской Федерации
Рассматриваемый законопроект разработан в "пакете" с проектом федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", целью которого является сокращение объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Введение специального правового регулирования в сфере табачного рынка и рынка никотинсодержащей продукции обусловлено увеличением доли теневого сектора.
В связи с этим проект федерального закона N 310855-8 "О внесении изменений в статью 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации" направлен на установление уголовной ответственности за безлицензионное производство и оборот табака и табачной продукции. Законопроектом предлагается внести изменения в действующую статью 171.3 "Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривающие уголовную ответственность за производство, закупку, поставку (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), хранение табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере (проектная часть первая.1 статьи 173.1 УК РФ).
Предлагаемые изменения в часть вторую указанной статьи устанавливают повышенную ответственность за совершение вышеуказанных деяний организованной группой и в особо крупном размере. Так, для целей статьи 173.1 УК РФ в настоящее время крупный размер составляет свыше ста тысяч рублей, а особо крупный - свыше одного миллиона рублей.
Поскольку предлагаемые изменения вносятся в уже действующую статью Уголовного кодекса Российской Федерации, законопроектом не предусмотрены корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в связи с чем по общим правилам предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным проектируемой частью первой.1 статьи 173.1 УК РФ будет отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел. Вместе с тем необходимо определить подсудность уголовных дел о преступлениях, предусмотренных новой частью первой.1 статьи 171.3 УК РФ.
Обращаем внимание, что на рассмотрении в Комитете находится также проект федерального закона N 310899-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предлагается установить меры административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, аналогичные тем, которые уже предусмотрены КоАП РФ за нарушения при осуществлении деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Отдельно необходимо отметить, что на рассмотрении в Комитете находится принятый в первом чтении проект федерального закона N 1123777-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Данный законопроект устанавливает возможность утилизации и уничтожения изъятых из незаконного оборота табачной продукции, табачных изделий и оборудования для их производства, являющихся вещественными доказательствами в уголовном деле, а также предусматривается установление Правительством Российской Федерации порядка их хранения.
Представленная редакция законопроекта соответствует требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Учитывая, что проект федерального закона направлен на противодействие незаконной деятельности в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном или особо крупном размере, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию рассматриваемого проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.