Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23 мая 2023 г. N 3.5-02/1006
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
(проект N 357275-8)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 17 мая 2023 года, комитет отмечает следующее.
Проект Закона был разработан депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, А.Д. Жуковым, И.А. Яровой, О.Н. Ануфриевой, A.M. Макаровым, сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.В. Яцкиным, Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым с учетом опыта практической реализации института единого налогового счета (далее - ЕНС), выявившей необходимость уточнения ряда положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в первую очередь в части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Применение института ЕНС с 1 января 2023 года привело к снижению налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и возникновению кассовых разрывов при исполнении региональных и особенно местных бюджетов. Основными причинами этого стали установленные последовательность и пропорциональность зачисления денежных средств в рамках единого налогового платежа, введение единого срока уплаты налогов (28 число месяца, следующего за отчетным), а также порядок списания средств со счетов региональных и местных бюджетов в счет погашения недоимки по налогам. В результате НДФЛ, являющийся основным источником доходов бюджетов муниципальных образований, вместо прежнего ежедневного перечисления стал зачисляться в бюджеты один раз в месяц, а его поступления стали частично учитываться в счет исполнения обязанности по уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость и иным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет. Все это требовало изменения подходов к реализации механизма ЕНС с учетом особенностей взимания и уплаты НДФЛ (налог уплачивает физическое лицо, а организация является налоговым агентом по перечислению налога в бюджетную систему).
Закон изменяет последовательность при определении принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, предусматривая на первом месте недоимку по НДФЛ, а на втором - сам НДФЛ. Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Закона.
Также в случае поступления уведомления об исчисленной и удержанной налоговым агентом сумме НДФЛ до наступления установленного срока его перечисления сумма денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС соответствующего налогового агента, в размере удержанной им суммы НДФЛ сразу зачитывается налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогового агента по перечислению указанного налога. Данные положения вступают в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Закона.
Принятие Закона позволит обеспечить оперативное и стабильное поступление доходов в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Учитывая вышеизложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.