Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции от 3 апреля 2023 г. N 95
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 314175-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(в части регулирования отдельных положений об осуществлении закупок)
внесен сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, Н.А. Журавлевым, Г.Н. Кареловой, А.А. Турчаком, А.В. Яцкиным, А.Д. Артамоновым, А.В. Кутеповым, А.А. Клишасом, С.Н. Рябухиным, К.К. Долговым, А.В. Шендерюк-Жидковым, а также депутатом Государственной Думы М.А. Топилиным
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции рассмотрен проект федерального закона N 314175-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенный сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, Н.А. Журавлевым, Г.Н. Кареловой, А.А. Турчаком, А.В. Яцкиным, А.Д. Артамоновым, А.В. Кутеповым, А.А. Клишасом, С.Н. Рябухиным, К.К. Долговым, А.В. Шендерюк-Жидковым, а также депутатом Государственной Думы М.А. Топилиным.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), либерализирующих отдельные его положения:
1. В части обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) исключаются требования по определению НМЦК, предусмотренные в методических рекомендациях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время утверждены приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года N 567). Заказчики будут самостоятельно разрабатывать правила определения и обоснования начальной цены контракта. В соответствии с пояснительной запиской это позволит учитывать при определении и обосновании НМЦК географические и экономические особенности региона, уровень конкуренции на рынке определенного товара, а также современные методы и способы получения информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги.
Комитет, не имея концептуальных возражений относительно такой цели предлагаемых изменений, отмечает, что в пояснительной записке отсутствует какой-либо анализ эффективности действующих норм и прогноз экономического эффекта от реализации предложенных, позволяющие сделать однозначный вывод о необходимости исключения требований единых методических рекомендаций при определении НМЦК. При отсутствии таких данных Комитет полагает целесообразным переработать предложенное изменение, ограничив его во времени действия наряду с другими антикризисными мерами, а при положительном эффекте применить в Федеральном законе N 44-ФЗ в качестве постоянной нормы.
2. Повышается ценовой порог, допускающий проведение электронного запроса котировок, с трех до десяти миллионов рублей, а также снимается ограничение на объем таких закупок.
В соответствии с пояснительной запиской данное изменение направлено на сокращение сроков закупочных процедур, поскольку данный способ закупок проводится в наиболее короткий срок и позволяет оперативно удовлетворить потребность заказчика в товаре, работе, услуге.
По мнению Комитета, расширение практики проведения электронного запроса котировок при осуществлении закупок и снятие ограничения на совокупный годовой объем таких закупок может повлиять на состояние конкуренции (сокращенные сроки подачи заявки (4 дня) приведут к сокращению количества участников таких закупок), может привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков и уходу от применения аукционов и конкурсов. При этом в пояснительной записке отсутствует развернутое обоснование повышения указанного ценового порога в три раза, а также расчеты и прогноз экономических последствий от реализации данных изменений. Комитет полагает, что указанное изменение нуждается в дополнительном обосновании и ограничении во времени действия в случае реализации.
3. Предусматривается возможность проведения закупок медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания с указанием конкретного товарного знака без обязанности учитывать возможные эквиваленты, если по решению врачебной комиссии у пациента есть медпоказания, например индивидуальная непереносимость.
Комитет не возражает относительно установления такого положения, при этом обращая внимание на отсутствие развернутого обоснования в пояснительной записке и возможную необходимость уточнения объекта закупки в указанном случае, поскольку под медицинскими изделиями в федеральном законодательстве понимаются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение. Возможно с учетом правоприменительной практики, по аналогии с иными положениями Федерального закона N 44-ФЗ, потребуется уточнить указанное положение отдельно в отношении закупок лекарственных препаратов.
4. Повышается ценовой порог, допускающий проведение малых закупок в электронной форме с использованием электронных площадок ("электронный магазин", "закупки с полки"), с трех до пяти миллионов рублей. Такие закупки не будут учитываться в годовом объеме малых закупок (по пунктам 4 и 5 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ), в том числе в сфере культуры и медицины, но будут ограниченны суммой сто миллионов рублей в год.
Данное изменение, согласно пояснительной записке, также направлено на сокращение сроков закупок и повышение оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет использования более простых закупочных процедур.
Как и в случае с проектируемыми положениями относительно проведения электронного запроса котировок Комитет полагает, что указанное изменение в виду отсутствия в пояснительных материалах каких-либо расчетов и прогноза экономического эффекта нуждается в дополнительном обосновании и ограничении во времени действия в случае реализации.
5. Сокращается срок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с ФАС России с 10 до 8 рабочих дней.
Согласно пояснительной записке данное изменение необходимо в целях снижения временных затрат заказчиков на осуществление закупки.
Комитет не возражает относительно установления указанного положения, при этом обращая внимание на отсутствие в пояснительной записке анализа действующей нормы, позволяющего сделать однозначный вывод о необходимости и возможности сокращения указанного срока согласования, учитывая увеличение доли закупок у единственного поставщика, произошедшее за период применения антикризисных мер в период с 2020 года, и соответствующую нагрузку на ФАС России.
6. В части положений о расторжении контракта предусматривается возможность заключения контракта со вторым участником конкурентной закупки, если заказчик отказался от контракта, а победителя не включили в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку он не исполнил обязательства из-за форс-мажора (по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации).
Комитет с учетом целей законопроекта не возражает относительно установления указанной возможности, при этом обращая внимание на отсутствие в пояснительной записке обоснования необходимости такого изменения исходя из правоприменительной практики.
7. Продлевается до 1 января 2025 года (в действующей редакции Федерального закона N 44-ФЗ норма действует до 1 января 2024 года) возможность проведения строительных закупок "под ключ" (предметом контракта одновременно может быть подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта).
При этом если строительный контракт "под ключ" предусматривает выплату аванса, то заказчик устанавливает разные размеры авансов для каждого этапа исполнения контракта, а также имеет право не предоставлять аванс при подготовке проектной документации и выполнении инженерных изысканий.
Согласно пояснительной записке проведения строительных закупок "под ключ" позволяет более оперативно и эффективно осуществлять строительство различных объектов с полным циклом от момента проектирования объекта до этапа его оснащения всем необходимым для его эксплуатации оборудованием.
Комитет отмечает, что подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, капитальному ремонту объекта капитального строительства и поставка оборудования являются отдельными видами хозяйственной деятельности, осуществляются разными хозяйствующими субъектами, зачастую не совмещающими указанные виды деятельности, и как следствие образуют различные конкурентные рынки. Наличие возможности проведения строительных закупок "под ключ" при определенных положительных предполагаемых эффектах негативно влияет на состояние конкуренции в отдельных указанных сферах. Кроме того, вопрос эффективности таких закупок неоднозначен поскольку в силу непрозрачности указанного механизма "под ключ" и наличия рисков возникновения злоупотреблений при его реализации существуют риски неэффективного расходования бюджетных средств, так как формирование стоимости строительства осуществляется без конкретных работ, проектной документации, закупка может включать в один предмет с указанными работами поставку сложного дорогостоящего оборудования (с учетом предлагаемого законопроектом уточнения понятия необходимого оборудования, включающего так называемое немонтируемое оборудование, в состав закупки "под ключ" может быть включено, например, высокотехнологичное медицинское либо иное другое оборудование), что может привести к значительному удорожанию строительного объекта и фактически предполагает необходимость привлечения большого количества субподрядчиков для исполнения контракта.
Комитет отмечает также отсутствие в пояснительной записке описания правоприменительной практики указанного положения и анализа экономического эффекта его применения со времени начала действия указанного положения в 2022 году, исходя из которого следовало бы принимать решение о продлении действия указанного положения до 2025 года.
В части установления разных размеров аванса в отношении этапов исполнения строительного контракта "под ключ" Комитет возражений не имеет, отмечая отсутствие в пояснительной записке обоснования необходимости такого изменения исходя из правоприменительной практики.
Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации и Комитетом Государственной Думы по охране здоровья.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции полагает возможным в целом поддержать концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.