Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 332029-8 "О внесений изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" до 1 января 2023 г. сроки принятия наследства, которые истекли после 24 февраля 2022 г., не считаются пропущенными и не требуют восстановления в судебном порядке, если последнее место жительства наследодателя находилось на территории Донецкой Народной Республики.
Аналогичные положения содержатся в федеральных конституционных законах о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образовании в ее составе соответствующих новых субъектов.
Согласно статье 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В случае отсутствия объективной возможности принять наследство в установленном порядке в шестимесячный срок законодателем предусмотрены механизмы фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК) и принятия наследства путем восстановления пропущенного срока (пункт 1 статьи 1155 ГК),
Фактическое принятие наследства представляет собой совершение наследником предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании") (далее - постановление Пленума).
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию на части территорий новых субъектов Российской Федерации, реализация наследниками действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом невозможна или существенно затруднена.
По вышеуказанной причине не представляется возможным применение механизма восстановления срока для принятия наследства. Так, Согласно пункту 40 постановления Пленума споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 постановления Пленума иски с требованиями, возникшими из наследственных правоотношений, подаются в суд по месту жительства ответчика-гражданина или по месту нахождения ответчика-организации.
На основании изложенного проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" (далее - законопроект) предлагается продлить на один год (до 1 января 2024 г.) срок, до окончания которого сроки принятия наследства, которые истекли после 24 февраля 2022 г., не считаются пропущенными и не требуют восстановления в судебном порядке, если последнее место жительства наследодателя находилось на территории одного из новых субъектов Российской Федерации.
В этой связи законопроектом вносятся соответствующие изменения в часть 5 статьи 12 федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
Реализация положений, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы", не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.