Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий ее потребления.
В ходе исследования, проведенного консалтинговым агентством "NeoAnalytics" на тему "Российский рынок электронных сигарет: итоги 2021 года, прогноз до 2025 года", в 2021 году объем продаж электронных сигарет и жидкостей для заправки электронных сигарет составил около 38 млрд. рублей. В натуральном выражении ежегодный объем рынка составляет более 67-70 млн. ед. электронных сигарет и 9-10 тыс. литров жидкости для заправки электронных сигарет. Российский рынок электронных сигарет ежегодно увеличивается на 20-30%.
Изначально изобретение электронных сигарет позиционировалось как потенциально менее вредная система доставки никотина - путем нагревания, а не горения.
Появляющиеся новые изделия агрессивно продвигаются как "более безопасные", "вкусные" и "бездымные" альтернативы обычным сигаретам. Представляя эти изделия как "безопасный" и "вкусный" продукт, производители такой продукции используют маркетинговую тактику для привлечения новых потребителей, в частности несовершеннолетних, и приучают детей к никотину. Дети и подростки, использующие электронные системы доставки никотина, могут удвоить риск курения табака в будущем.
Тем не менее все больше исследований говорят о том, что риск для здоровья при курении "вейпов" сопоставим с таковым при курении традиционных сигарет. Например, при оценке уровня котинина в сыворотке крови (биомаркер воздействия никотина) было выявлено, что в зависимости от продолжительности использования электронных сигарет его уровень может быть таким же высоким, как и у людей, курящих обычные сигареты. А в другом исследовании концентрация котинина у подростков, употребляющих такую продукцию, была даже выше, чем концентрация котинина у тех, кто курил обычные сигареты.
Исследования показали, что потребление электронных сигарет (вейпинг) воздействует на защитные барьеры легких, провоцируя фиброз, развитие хронического бронхита, повышает риск развития инфаркта миокарда и инсульта, онкологических заболеваний, неблагоприятно влияет на репродуктивную систему человека, формируется никотиновая зависимость. В этой связи крайне важно предотвратить использование электронных сигарет несовершеннолетними.
Проводимый МВД России мониторинг чрезвычайных происшествий, в том числе с участием несовершеннолетних, свидетельствует о серьезной угрозе для жизни и здоровья граждан при пользовании "вейпов". В регионах России фиксируются случаи отравлений никотинсодержащей жидкостью, в том числе со смертельным исходом. Так, в январе 2023 года в городе Санкт-Петербурге после курения "вейпа" погибли двое подростков. Аналогичные факты зафиксированы в Алтайском крае и Московской области в январе и ноябре 2022 года.
Электронные системы доставки никотина небезопасны и вызывают привыкание особенно в детском возрасте, следовательно, их государственное регулирование должно быть строгим в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетних от последствий потребления никотинсодержащей продукции.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается установить:
- запрет розничной торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции (УПНП) и составными частями для них на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, а также с использованием автоматов, в целях устранить возможность заказать и собрать устройство УПНП из составных компонентов;
- установление минимальной цены на никотинсодержащую продукцию;
- запрет на выпуск в обращение никотинсодержащей продукции с добавлением ароматизаторов и добавок, усиливающих никотиновую зависимость в целях снижения привлекательности данной продукции для несовершеннолетних;
- запрет применения скидок на УПНП;
- запрет открытой выкладки и демонстрации устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте в целях ограничения доступа детей к информации о такой продукции.
Кроме того, предлагается внести изменения в федеральные законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающие принятие государством мер по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, в том числе от рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции. К не допускаемой к обороту информационной продукции для детей, не достигших возраста двенадцати лет, будет отнесена информационная продукция, содержащая изображение, описание или эпизодическое упоминание устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон "О рекламе", не допускающие в рекламе демонстрацию процессов потребления никотинсодержащей продукции, в том числе с использованием устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Финансово-экономическое обосновании
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.