Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 333027-8 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации" подготовлен во исполнение федеральных конституционных законов о принятии в Российскую Федерацию и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Назначение государственных пенсий в Российской Федерации гражданам, проходившим военную и приравненную к ней службу (службу) и членам их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон).
Согласно статье 4 Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу (службу) в вооруженных силах, органах безопасности, в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 г. и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу (службу) в государствах - участниках СНГ, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государства, на территории которого они проживают.
До 30 сентября 2022 г. пенсионное обеспечение граждан, проживавших на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, осуществлялось в соответствии с временным порядком назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), и членам их семей, утвержденным на указанных территориях.
Запорожская и Херсонская области входили в состав Украины и соответственно пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей, проживающих на данных территориях, осуществлялось в соответствии с украинским законодательством.
Со дня вступления в силу указанных федеральных конституционных законов граждане, проживающие на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и являющиеся получателями пенсии, приобрели право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проект федерального закона направлен на установление порядка реализации права граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях, на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и урегулирование условий пенсионного обеспечения указанных граждан на переходный период до 1 июля 2023 г.
При этом гражданам, пенсии которым были назначены по законодательству Украины до 1 декабря 2014 г. (гражданам, проживающим (проживавшим) на территориях Запорожской и Херсонской областей), по законодательству Донецкой и Луганской Народных Республик - до 30 июня 2023 г. периоды военной службы и иной деятельности, учитываемые при назначении пенсии, пересмотру не подлежат.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензии и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"
Расчет потребности денежных средств
1. Годовая потребность Минобороны России - 5,88 млрд. руб.
14522 х 33743 х 12 = 5880190152 рублей.
Средний размер пенсии военнослужащего на 01.07.23 г. - 33743 руб.
Планируемая численность военных пенсионеров:
ДНР - 2269 человек;
ЛНР - 3253 человека;
Запорожская область - 4500 человек;
Херсонская область - 4500 человек.
2. Годовая потребность МВД России - 5,77 млрд. рублей.
18539 х 25966 х 12 = 5776604088 рублей.
Средний размер пенсии сотрудника на 01.07.23 г. - 25966 руб.
Планируемая численность пенсионеров:
ДНР - 8097 человек;
ЛНР - 1362 человека;
Запорожская область - 4000 человек;
Херсонская область - 5080 человек.
3. Годовая потребность ФТС России - 90,9 млн. рублей в год.
30300 х 250 х 12 = 90900000рублей.
Средний размер пенсии сотрудника на 1 июля 2023 г. - 30300 руб.
Планируемая численность пенсионеров 250 человек.
4. Годовая потребность ФСИН России - 2,21 млрд. рублей в год.
5. Годовая потребность ФСБ России -158,4 млн. рублей в год.
ВСЕГО: 14,11 млрд. рублей в год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"
Принятие федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"
Принятие федерального закона потребует подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и особенностях организации деятельности созданных федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) комиссий по осуществлению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации" (далее - проект постановления).
Содержанием правового регулирования проекта постановления является установление порядка организации деятельности комиссии по определению права на пенсионное обеспечение граждан, проживающих (проживавших) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в случае отсутствия у них документов, необходимых для назначения пенсии.
Срок подготовки проекта постановления - до 1 июня 2023 г.
Ответственный исполнитель - Министерство обороны Российской Федерации, соисполнители - ФСБ России, МВД России, ФТС России, ФСИН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.