Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 333871-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации установлена возможность заключения срочного трудового договора для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки, однако в законодательстве отсутствуют понятия "стажировка" и "практика".
Кроме того, положения абзаца девятого части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации не в полной мере отвечают требованиям правовой определённости в той части, в которой они не соотносятся с существующими положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому к одной из форм освоения основных профессиональных образовательных программ относится практическая подготовка (при этом слово "практика" в данном Федеральном законе не используется).
Так же положениями Трудового кодекса Российской Федерации не дифференцируются понятия стажировки, как формы получения дополнительного профессионального образования, предусмотренной Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", и обязательной стажировки лицами, претендующими на занятие определёнными видами профессиональной деятельности (нотариуса, арбитражного управляющего), в случаях предусмотренных федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует специальное правовое регулирование трудовых отношений в сфере прохождения практики и стажировки, производных от правоотношений в сфере образования, а также отношений в сфере адвокатуры и нотариата.
При этом часть регулирующих норм содержатся в подзаконных актах, например, Положение о порядке прохождения стажировки, утверждённое Решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 27.05.2020; Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 151 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2012 N 799 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего").
В целях систематизации регулирования правоотношений, связанных заключением срочных трудовых договоров при выполнении работ, связанных с практической подготовкой и прохождением стажировки, а также в целях приведения к единообразию терминологии, используемой в Трудовом кодексе Российской Федерации и других федеральных законах, настоящим проектом Федерального закона предлагается изложить абзац девятый части первой статьи 59 Трудовой кодекс Российской Федерации в новой редакции, а также дополнить главу 55 новой статьей 351.8 "Особенности регулирования труда при выполнении работ, связанных с практической подготовкой при освоении образовательной программы или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки, а также при прохождении обязательной стажировки лицами, претендующими на занятие определёнными видами профессиональной деятельности, в случаях предусмотренных федеральными законами".
Так, вводится разграничение понятий практической подготовки, стажировки и обязательной стажировкой, с одновременным соотношением данных дефиниций с положениями других федеральных законов.
Под практической подготовкой понимается выполнение работником, являющимся обучающимся, определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю образовательной программы, которую он осваивает.
Под стажировкой понимается деятельность работника, обусловленная получением им дополнительного профессионального образования или освоением программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и направленная на закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений.
Под обязательной стажировкой понимается предусмотренная федеральными законами обязанность лиц, претендующих на занятие определёнными видами профессиональной деятельности, проходить стажировку с целью приобретения теоретических и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Новой статьёй 351.8 Трудового кодекса Российской Федерации вводятся основные правила регулирования трудовых правоотношений, связанных с прохождением профессиональной подготовки и стажировки, производных от правоотношений в сфере образования, адвокатуры, нотариата и других:
- при заключении срочного трудового договора устанавливается, что работа, на которую принимается работник, направлена на получение необходимых практических профессиональных навыков и непосредственно связана с его производственным обучением;
- в договоре указываются обстоятельства, являющиеся основанием для его заключения на определённый срок, предусматривающие его заключение на время выполнения работником работ, непосредственно связанных с практической подготовкой, дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки или с прохождением обязательной стажировки лицами, претендующими на занятие определёнными видами профессиональной деятельности, в случаях предусмотренных федеральными законами;
- при заключении трудового договора с лицом, претендующим на занятие определённым видом профессиональной деятельности (адвоката, нотариуса, помощника арбитражного управляющего), срок, на который заключается срочный трудовой, должен соответствовать сроку прохождения стажировки, установленному федеральными законами "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)" и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.