Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, А.Г. Нечаевым, А.Д. Жуковым, И.А. Яровой, П.О. Толстым, М.А. Топилиным и другими
(утв. Решением Комитета от 10 апреля 2023 г. N 41)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ввести термин "безникотиновая жидкость", расширить понятие устройств для потребления никотинсодержащей продукции (далее - УПНП), предусмотрев, что такие электронные системы могут использоваться для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, а также включить в понятие не только само устройство, но и его составные части и элементы.
Помимо этого, законопроектом предлагается предусмотреть:
минимальную цену на никотинсодержащую продукцию;
запрет розничной торговли УПНП на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов;
запрет на выпуск в обращение никотинсодержащей продукции с добавлением ароматизаторов и добавок, усиливающих никотиновую зависимость;
запрет применения скидок на УПНП;
запрет открытой выкладки и демонстрации устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте в целях ограничения доступа детей к информации о такой продукции.
Комитет особо отмечает высокую актуальность предлагаемых изменений.
В восьмом Докладе Всемирной организации здравоохранения "О глобальной табачной эпидемии. Решение проблемы новых и появляющихся изделий" за 2021 год указывается, что в связи с негативным воздействием на организм человека, продажа электронных устройств доставки никотина была запрещена в 32 странах мира (с охватом населения в 2,4 млрд. человек). Еще 79 стран (3,2 млрд. человек) ввели хотя бы одно частичное ограничение, установив, например, запрет на использование таких изделий в общественных местах, их рекламу, стимулирование продажи и спонсорство, либо ввели требование о размещении предупреждений на упаковке.
Так, согласно Докладу Всемирной организации здравоохранения, уже в 2021 году действовал запрет на продажу электронных устройств доставки никотина в Аргентине, Бразилии, Египте, Мексике, Эстонии и других. В Турции с 2020 года запрещен ввоз на территорию страны электронных систем доставки никотинсодержащей продукции. Странами, установившими ограничения, стали: Бельгия, Канада, Китай, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия и другие. Страны, в которых есть косвенный налог на жидкости: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Хорватия, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Республика Корея, Республика Молдова, Сербия и другие.
Учитывая большой общественный резонанс, который имеет в настоящее время вопрос об использовании электронных устройств - вейпов, Комитет для определения позиции обратился в Общественную палату Российской Федерации, Правовое управление Московской Патриархии, Санкт-Петербургскую епархию Российской православной церкви, Духовное собрание мусульман России и другие общественные, правозащитные организации и религиозные объединения.
Члены Общественной палаты Российской Федерации поддержали законопроект. Кроме того, указали на необходимость установления полного запрета УПНП, а также никотинсодержащей и безникотиновой жидкостей для таких устройств. Экспертами выражена обеспокоенность отсутствием правового регулирования оборота и употребления жидкостей для УПНП. По информации Общественной палаты Российской Федерации, в адрес палаты поступает большое число обращений граждан по вопросам увеличения продаж никотинсодержащей продукции.
Комитетом получено мнение Правового управления Московской Патриархии о необходимости полного запрета на распространение жидкостей для электронных систем доставки никотина.
По мнению Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви Московского патриархата, следует обезопасить несовершеннолетних и молодежь от вредного воздействия УПНП и никотинсодержащей продукции. Для этого необходимо запретить производство, распространение и употребление никотинсодержащей и безникотиновой продукции, употребляемой в электронных устройствах.
Духовное собрание мусульман России также высказалось за запрет на производство и оборот никотинсодержащей и безникотиновой продукции, предназначенной для электронных устройств.
Российский объединенный Союз христиан веры Евангельской выразил мнение о необходимости полного запрета на оборот устройств потребления никотинсодержащей продукции (как с использованием никотинсодержащей, так и безникотиновой жидкости). Предложено инициировать проведение клинических исследований по вопросу их вредного воздействия на организм человека.
Действительно, опасность для здоровья представляет не только никотинсодержащая продукция, остается неисследованным вопрос причинения вреда здоровью безникотиновой продукцией, потребляемой с использованием электронных устройств. Комитетом был изучен данный вопрос. В открытом доступе отсутствует достоверная информация о безопасности употребления безникотиновой жидкости.
Комитет разделяет мнение общественных и религиозных деятелей о необходимости проведения комплексных клинических исследований, направленных на изучения вопроса воздействия никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей на здоровье человека. Данные исследования должны быть проведены не за счет средств бюджетных ассигнований, а за счет средств компаний-производителей УПНП и жидкостей для них.
Большинство организаций, участвовавших в общественном обсуждении, высказалось за усиление контроля на рынке табачной и никотинсодержащей продукции. Более того, общественные объединения считают, что предлагаемое правовое регулирование ограничения продажи УПНП и жидкостей для электронных систем недостаточно. Существует необходимость установления полного запрета использования, оборота и производства электронных устройств доставки никотина, а также никотинсодержащей и безникотиновой жидкости. Установление частичных ограничений не позволит в полной мере обезопасить граждан России, в том числе не позволит пресечь употребление данной продукции молодежью. Кроме того, угрозу жизни и здоровью граждан, использующих УПНП, представляют и сами электронные устройства. Ежегодно фиксируются случаи их взрыва во время использования, последствиями становятся серьезные травмы у курящих.
Комитет, проанализировав положения законопроекта, а также предоставленные мнения общественных и религиозных организаций, отмечает важность и необходимость принятия законопроекта, предусматривающего ограничения продажи никотинсодержащей продукции и УПНП, а также ограничения, направленные на снижение привлекательности данной продукции. Вместе с тем Комитет считает, что правовое регулирование данной отрасли должно предусматривать запрет производства и оборота электронных систем доставки никотина, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, предназначенной для этих электронных устройств.
Для реализации предусмотренных данным законопроектом ограничений участникам рынка потребуется дополнительное время, в связи с чем целесообразно скорректировать сроки вступления федерального закона в силу.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и указывает, что общественными организациями и религиозными объединениями высказана позиция, что меры, направленные на ограничение продажи УПНП, являются недостаточными, существует необходимость введения полного запрета УПНП, а также никотинсодержащей и безникотиновой продукции для электронных устройств.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.