Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
по проекту федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления) внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, А.Г. Нечаевым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, рассмотрев проект федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-Ф3 "О рекламе", Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".
Законопроектом предлагается ввести запрет обращения жидкостей, используемых в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции (вейпах), в том числе безникотиновых, которые содержат ароматизаторы или добавки, усиливающие никотиновую зависимость. Перечень таких добавок определит Правительство Российской Федерации. Соответствующую норму предлагается внести в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".
Кроме того, в Федеральном законе "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" законопроектом также предлагается дать определение безникотиновой жидкости. Под такой жидкостью будет пониматься любая жидкость без содержания никотина или его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина.
Законопроект также предлагает распространить действующие ограничения по продаже и рекламе табачной продукции на устройства потребления никотинсодержащей продукции. При этом уточняется, что под такими устройствами понимаются электронные или иные приборы, которые используются для получения как никотинсодержащего, так и безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы. Таким образом, все действующие ограничения по продаже табачной и никотинсодержащей продукции для несовершеннолетних будут распространяться и на вейпы, в том числе с безникотиновыми аэрозолями.
Законопроектом предусматривается, что устройства потребления никотинсодержащей продукции можно будет приобрести только в магазинах и павильонах, торговля ими на ярмарках, выставках, дистанционным способом продажи или с использованием автоматов будет запрещена. Не будет допускаться выкладка и демонстрация таких устройств в торговом объекте, за исключением случаев, когда покупатель просит показать товар после его ознакомления с перечнем продаваемой продукции. Кроме этого, в целях сокращения спроса на подобные устройства законопроектом вводится запрет на применение скидок с цены вейпов любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов.
Также законопроектом предлагается установить, что никотинсодержащая продукция не может продаваться выше или ниже минимальной цены на нее. Минимальная цена на такую продукцию устанавливается производителем товара в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено внесение изменения в Федеральный закон "О рекламе" в части общих требований к рекламе. Так, помимо демонстрации процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, недопустимой будет считаться реклама, в том числе с демонстрацией использования устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Так, органы государственной власти Российской Федерации должны будут принимать меры по защите детей от рекламы никотинсодержащей продукции или устройств для потребления такой продукции наравне с рекламой алкоголя и табачных изделий.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить положения Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" нормой о запрете упоминания никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления в информационной продукции для детей, не достигших возраста двенадцати лет.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.