Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 339129-8 "Об упразднении Томаринского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Углегорского городского суда Сахалинской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении Томаринского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Углегорского городского суда Сахалинской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Сахалинской области.
Данным проектом федерального закона предлагается упразднить Томаринский районный суд Сахалинской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Углегорского городского суда Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 275.1, 276, 278, 279, 280.2, 280.4, 281 частями второй и третьей, 281.1 - 281.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частями первой и третьей, 209, 210 частями первой, первой. 1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Сахалинской области действует Томаринский районный суд, штатная численность судей в котором составляет три единицы - председатель суда и два судьи, фактическая численность судей - один судья, что делает невозможной реализацию требований Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей.
Также в связи с малым составом Томаринского районного суда Сахалинской области затруднительно выполнить положения процессуального законодательства об отводе судьи, о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей.
Анализ нагрузки судей указанного районного суда в течение нескольких лет и перспектива изменения численности населения этого района свидетельствуют о нецелесообразности введения в нем дополнительных единиц судей. Ведь в указанном районном суде в случае увеличения количества судей нагрузка по рассмотрению дел на каждого из них будет значительно ниже средней по Сахалинской области. Так, средний областной показатель нагрузки в 2018 году составил 29,43 дела и материала в месяц, в 2019 году - 27,42, в 2020 году - 27,18, в 2021 году - 33,39, за 6 месяцев 2022 года - 30,54, а на судью Томаринского районного суда Сахалинской области соответственно - 22,51; 22,54; 23,04; 26,85 и 20,07 дела и материала.
При этом увеличение штатной численности судей в этом суде потребует изыскания дополнительных площадей для суда, повлечет расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата указанного суда, что представляется нецелесообразным.
В то же время Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяет создать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
В связи с этим выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения Томаринского районного суда Сахалинской области с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащего Углегорского городского суда Сахалинской области. При этом штатная численность судей и работников аппарата упраздняемого суда передается в близлежащий городской суд, который продолжает действовать с расширением его юрисдикции за счет упраздняемого суда.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории Томаринского района Сахалинской области предлагается создать постоянное судебное присутствие Углегорского городского суда Сахалинской области.
Предлагаемые к объединению районный и городской суды находятся в смежных районах Сахалинской области, между районными центрами имеется транспортное сообщение.
Размещение постоянного судебного присутствия в помещении упраздняемого Томаринского районного суда в городе Томари Сахалинской области не только Позволит обеспечить доступность для населения указанного района органа судебной власти и избавит от необходимости расширения площадей здания, занимаемого в настоящее время Углегорским городским судом Сахалинской области, но и обеспечит возможность с наименьшими финансовыми и временными потерями передвигаться судьям и участникам судебных заседаний в пределах юрисдикции одного суда.
Принятие законопроекта в качестве федерального закона не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов Сахалинской области фактически не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Также принятие законопроекта в качестве федерального закона позволит привести структуру районных (городских) судов Сахалинской области в соответствие с действующим законодательством, обеспечить наиболее оптимальное ее функционирование.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об упразднении Томаринского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Углегорского городского суда Сахалинской области"
Принятие и реализация федерального закона "Об упразднении Томаринского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Углегорского городского суда Сахалинской области" потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объеме 762 977,2 рубля, из них:
1) выплаты при сокращении администратора Томаринского районного суда Сахалинской области - 512 977,2 рубля;
2) материальное обеспечение (вывески, печати, бланки, стенды, журналы, ремонтные работы) - 250 000 рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией указанного федерального закона, возможно осуществить за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущее содержание федеральных судов общей юрисдикции в 2023 году.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об упразднении Томаринского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Углегорского городского суда Сахалинской области"
Принятие федерального закона "Об упразднении Томаринского районного суда Сахалинской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Углегорского городского суда Сахалинской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.