Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 339967-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации в целях совершенствования деятельности войск национальной гвардии, в связи с их участием в специальной военной операции, объявлением в Российской Федерации частичной мобилизации и введением на отдельных территориях Российской Федерации военного положения.
Следует отметить, что службу в Росгвардии проходят как военнослужащие, так и сотрудники, имеющие специальные звания полиции (далее - сотрудники). При этом непосредственное участие в специальной военной операции принимают обе указанные категории, однако существующие правовые подходы по отношению к ним не являются тождественными. В этой связи законопроектом предлагается синхронизировать ряд из таких подходов, что позволит дополнительно привлечь в Росгвардию профессиональные подготовленные кадры, а также сохранить на службе лиц, имеющих боевой опыт и соответствующие навыки.
Так, законопроектом устанавливается возможность заключения краткосрочных (до 1 года) контрактов на прохождение службы в подразделениях, комплектуемых из числа лиц, имеющих специальные звания полиции (СОБР, ОМОН и др.), для выполнения специальных задач либо задач в особых условиях (аналогично краткосрочным контрактам на прохождение военной службы). Такое право будет предоставлено лицам, ранее проходившим службу в органах внутренних дел или федеральных органах исполнительной власти, и имеющим специальные (воинские) звания.
Одновременно исключается предельный возраст поступления на службу в Росгвардию (35 лет - для замещения должностей рядового и младшего начальствующего состава, 40 лет - для среднего, старшего и высшего начальствующего состава) для граждан трудоспособного возраста.
Также предлагается закрепить возможность дальнейшего прохождения службы сотрудниками (по их желанию), признанными негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей в ходе выполнения задач в особых условиях, награжденными, в связи с таким участием, государственными наградами, являющимися ветеранами боевых действий. Аналогичная норма в настоящее время действует в отношении военнослужащих.
В целях совершенствования вопросов комплектования подразделений Росгвардии вносится ряд изменений в Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность призыва определенной категории граждан не только на военную службу, но и на службу в войска национальной гвардии.
Обязанность граждан по поступлению и прохождению службы в подразделениях войск национальной гвардии на должностях, по которым штатными расписаниями предусмотрены специальные звания полиции, предлагается закрепить в федеральных законах от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Устанавливается, что граждане, уволенные со службы (военной службы) из войск национальной гвардии, приписываются к воинским частям, подразделениям и органам Росгвардии, что позволит максимально эффективно использовать их служебно-боевой опыт и профессиональные навыки. Такие лица могут быть направлены по мобилизации как на военную службу в Росгвардию, так на службу в полицейские подразделения Росгвардии.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что особенности поступления на службу и прохождения службы сотрудниками войск национальной гвардии при объявлении мобилизации, введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов будут определяться Президентом Российской Федерации. Такой подход позволит оперативно регулировать особенности прохождения службы сотрудниками в зависимости от складывающейся обстановки.
Одновременно вводится упрощенный порядок внутриведомственного перевода в войсках национальной гвардии с военной службы на службу и наоборот. Правом принятия решения о переводе предлагается наделить директора Росгвардии. В то же время социальные гарантии сотрудникам, переведенным на военную службу, сохраняются.
Наряду с этим закрепляются полномочия директора Росгвардии по определению штатной численности военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, при этом общая штатная численность войск национальной гвардии будет по-прежнему определяться Президентом Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит кардинально усилить профессиональную составляющую войск национальной гвардии и оптимизировать процессы их комплектования, что в условиях проведения специальной военной операции является принципиально важным. Кроме того, законопроект устранит существующие правовые коллизии, закрепив единые правовые подходы по отношению к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.