Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 341257-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
(в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (в части разработки и апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения реализации функционирования механизма экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее соответственно - Закон об экспериментальных правовых режимах, экспериментальный правовой режим).
Согласно части 3 статьи 5 Закона об экспериментальных правовых режимах положения программы экспериментального правового режима, устанавливающие условия экспериментального правового режима, могут исключать или изменять действие положений федерального закона только в случае, если это предусмотрено соответствующим федеральным законом.
В целях реализации указанного положения, а также обеспечения возможности установления экспериментальных правовых режимов на финансовом рынке подготовлен законопроект, предусматривающий изменения в ряд федеральных законов, регулирующих отношения в сфере финансового рынка.
В целях недопущения возникновения возможных рисков нарушения прав и законных интересов граждан и/или совершения финансовыми организациями недобросовестных действий в рамках экспериментальных правовых режимов законопроект содержит ограниченный перечень норм соответствующих федеральных законов, которые не могут быть изменены или исключены положениями программы экспериментального правового режима. К таким нормам относятся положения, регулирующие вопросы обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов и контроля за ее функционированием, вопросы организации и функционирования платежной системы Банка России, организации и функционирования национальной системы платежных карт, порядок разрешения споров по договору потребительского кредита (займа), положения, устанавливающие обязанности субъектов финансового рынка по ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, требования к деловой репутации.
Кроме того, с целью предотвращения указанных рисков на финансовом рынке в ряде случаев, предусмотренных законопроектом, специальное регулирование подлежит обязательному согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Так, при установлении экспериментального правового режима, затрагивающего вопросы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности, вопросы, связанные с проведением идентификации или упрощенной идентификации и (или) с использованием цифровой валюты, цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав, а также вопросы в сфере валютного регулирования и валютного контроля специальное регулирование подлежит согласованию с ФСБ России (статьи 10, 31 законопроекта). В случае установления экспериментального правового режима, затрагивающего отношения, возникающие при обороте, в том числе майнинге, цифровой валюты в Российской Федерации, - с Росфинмониторингом и Минфином России (статья 30 законопроекта). А в случае, затрагивающим отношения по осуществлению деятельности платежными агентами и субъектами национальной платежной системы (в части выполнения условий осуществления операций, по которым проводится идентификация или упрощенная идентификация клиента), специальное регулирование подлежит согласованию с Росфинмониторингом (статьи 16, 21 законопроекта).
Помимо этого, законопроектом вносится ряд изменений в Закон об экспериментальных правовых режимах, а именно:
предлагается новый порядок установления экспериментального правового режима: в случае, если по всем иным направлениям, предусмотренным частью 2 статьи 1 Закона об экспериментальных правовых режимах, за исключением направления "финансовый рынок", специальное регулирование затрагивает отношения, связанные с функциями и полномочиями Банка России, решение об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы экспериментального правового режима принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России;
устанавливается, что экспериментальные правовые режимы не могут затрагивать вопросы стабильности финансового рынка Российской Федерации и (или) экономической безопасности;
вводится обязательное требование по установлению Банком России ограничений объема отдельных финансовых операций и общего объема финансовых операций, осуществляемых в рамках экспериментального правового режима, включая объем привлекаемых денежных средств и (или) иных активов, а также определению Банком России видов финансовых операций, осуществляемых в рамках экспериментального правового режима, видов и перечней активов, категорий лиц, с которыми могут осуществляться такие финансовые операции;
устанавливается, что программа экспериментального правового режима должна содержать оценку рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разглашения сведений, составляющих банковскую, страховую и иную охраняемую законом тайну, разглашения конфиденциальной и иной информации, отнесенной в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа, нарушения требований, предъявляемых к защите информации, нарушения прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, инвесторов, кредиторов и вкладчиков;
в рамках проведения мониторинга экспериментального правового режима, установленного на финансовом рынке, вводится обязательное информирование ФСБ России о рисках, которые могут повлечь за собой причинение вреда интересам государства, ущерб обороне, безопасности государства, стабильности финансового рынка Российской Федерации и (или) экономической безопасности Российской Федерации, и (или) нарушений надежного и устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры, и (или) угроз безопасности персональных данных и компьютерных инцидентов, повлекших неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) персональных данных.
Ожидаемыми последствиями установления и реализации экспериментальных правовых режимов, которые будут установлены на основании Закона об экспериментальных правовых режимах и законопроекта, являются формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг, увеличение прибыли от предпринимательской деятельности и снижение издержек предпринимательской деятельности, совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима, привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации, создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта окажут положительное влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней, а также негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
(в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)" не потребует выделения дополнительных средств из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
(в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.