Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 332020-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
(о порядке выплаты пенсии по случаю потери кормильца ее получателем на период до 1 сентября года, в котором им завершено обучение)
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением от 18 апреля 2023 г. N 96/1.1)
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект подготовлен в целях соблюдения гарантированного частью первой статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории получателей пенсии.
В целях повышения уровня социальной защищенности детей, братьев, сестер и внуков погибшего (умершего) кормильца, получавших пенсию по случаю потери кормильца и достигших совершеннолетия до окончания ими общеобразовательной организации (школы), Федеральным законом от 1 мая 2022 N 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено изменение в статью 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Данными изменениями к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, имеющим право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, отнесены его дети, братья, сестры и внуки, достигшие возрасти 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение.
Вместе с тем, Федеральным законом от 1 мая 2022 N 136-ФЗ внесение аналогичных изменений в статью 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) не предусмотрено.
Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (постановления от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 16 июля 2007 г. N 12-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П и др.) следующее: в сфере пенсионного обеспечения соблюдение гарантированного частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Законопроектом предусматривается отнести к нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) кормильца из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом N 4468-I, его детей, братьев, сестер и внуков, достигших возраста 18 лет и завершивших обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение. Соответствующие изменения вносятся также в статью 38 Закона N 4468-I, устанавливающие надбавки к пенсии по случаю потери кормильца.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 50 Закона N 4468-I, что позволит привести ее в соответствие с реальной практикой пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и их семей, и законодательно предоставит право федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом N 4468-I, принимать нормативные правовые акты, устанавливающие особенности организации и осуществления работы по пенсионному обеспечению указанных лиц и их семей.
Финансовое обеспечение расходов на выплату в июле - августе календарного года пенсии по случаю потери кормильца детям, братьям, сестрам и внукам погибшего (умершего) кормильца, достигшим совершеннолетия до окончания ими общеобразовательной организации, предусматривается осуществить за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), указанным в части первой статьи 11 Закона N 4468-I, на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, и членов их семей.
Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие позволит устранить правовой пробел и обеспечить соблюдение принципа равенства в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории получателей пенсии.
Комитеты-соисполнители - Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов замечаний концептуального характера по законопроекту не имеют и отмечают, что его принятие позволит обеспечить единообразный подход к пенсионным правам соответствующей категории лиц.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний к концепции законопроекта также не имеется.
Учитывая социальную значимость и актуальность законопроекта, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.