Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 301955-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и "Об охране окружающей среды" (в части нормативов образования отходов и лимитов на их размещение),
внесенный Правительством Российской Федерации
Приложение
к Решению Комитета
от 12 апреля 2023 г. N 72.3
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 301955-8 "О внесении изменений Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и "Об охране окружающей среды" (в части нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на устранение затрудняющих правоприменение противоречий в положениях действующего законодательства, приведение в соответствие с принятыми ранее нормами отдельных положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее -N 89-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС) в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на объекты I, II, III и IV категории. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398.
Таким образом, в настоящее время разделение и соответствующее регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, исходя из их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, нормами Федеральных законов N 89-ФЗ и N 7-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - N 219-ФЗ) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, и объектах II категорий, в случае выдачи на них КЭР в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 N 7-ФЗ.
Вместе с тем, действующие нормы законодательства об обращении с отходами производства и потребления, а также нормы законодательства в области охраны окружающей среды не в полной мере учитывают введенные изменения, что, в свою очередь создает противоречия в части прав и обязанностей хозяйствующих субъектов по разработке и утверждению НООЛР в соответствии со статьей 11 N 219-ФЗ.
Настоящим законопроектом предполагается приведение в соответствие со статьей 3 N 219-ФЗ соответствующих норм статьи 18 N 89-ФЗ, касающихся полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части нормирования деятельности по обращению с отходами, а также положений статьи 11 N 89-ФЗ и статей 24 и 31.2 N 7-ФЗ в отношении обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на объектах I и II категорий по разработке и утверждению НООЛР.
Кроме того, вводится уточняющая норма, исключающая взимание государственной пошлины за утверждение нормативов образования и лимитов на размещение отходов в случае, когда такие нормативы устанавливаются на основании КЭР, поскольку отдельная процедура утверждения нормативов в данном случае не осуществляется и основания для взимания государственной пошлины в данном случае отсутствуют.
Также предусматривается вступление в силу закона с 1 сентября 2023 г. с учетом статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Комитет, концептуально поддерживая законопроект, считает необходимым отметить следующее.
Действующее правовое регулирование в сфере нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, введенное N 219-ФЗ, на сегодняшний день, в зависимости от категории объекта, предполагает либо разработку технологических нормативов на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий (I и II категории), либо представление деклараций о воздействии на окружающую среду с расчетами нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и информацией об объеме или массе образовавшихся и размещенных отходов (II категория).
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III и IV категорий, не осуществляют нормирование допустимого воздействия на окружающую среду.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрена обязанность по представлению хозяйствующими субъектами в надзорный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (для объектов I, II и III категорий). Вышеуказанный отчет должен содержать информацию о соблюдении требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством (в т.ч. нормативов допустимого воздействия) и об обеспечении выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.
Вместе с тем, в условиях установленного моратория на плановые проверки до 2030 года законопроект не решает основную проблему - отсутствие у надзорного органа эффективной методики осуществления проверки на достоверность представляемых хозяйствующими субъектами сведений и информации в рамках деклараций о воздействии на окружающую среду и отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Поэтому Комитет отмечает, что в целях обеспечения рискориентированного подхода в сфере государственного экологического надзора и повышения результативности контрольной деятельности требуется скорейшее внедрение цифровизации государственного экологического контроля и надзора с учетом уже действующих и разрабатываемых государственных информационных систем (например, ЕГИС УОИТ, ГИС ОПВК, ПТК Госконтроль и т.д.).
В этой связи, Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды полагает целесообразным отработать указанные вопросы при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 301955-8 "О внесении изменений Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и "Об охране окружающей среды" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.