Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
на проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Рассмотрев проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан до 31 декабря 2050 года установить на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей свободную экономическую зону (далее - СЭЗ).
Возможность создания в Российской Федерации СЭЗ предусматривалась еще Законом РСФСР от 4 июля 1991 года N 1545-I "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Новый импульс развития СЭЗ получили с принятием Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г. Санкт-Петербург, 18.06.2010), согласно которому свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Законопроектом с помощью специальных инструментов планируется привлечь на территорию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей бизнес и инвестиции, повысить уровень жизни граждан.
Так, законопроектом предлагается установить:
- функции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и управляющей компании;
- требования к участникам СЭЗ;
- порядок получения статуса участника СЭЗ;
- порядок заключения, изменения и расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ и др.
Кроме того, законопроект предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности:
- особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации инвесторами проектов;
- особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами;
- применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях.
1. В настоящее время в рамках Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым и города Севастополя функционирует СЭЗ.
Согласно отчету Минэкономразвития России о результатах функционирования указанной зоны за 2021 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), осуществляющих деятельность в СЭЗ Крым, демонстрирует разнонаправленную динамику. Так, общее количество субъектов МСП за период с 2019 по 2021 год в СЭЗ города Севастополя стабильное, в то время как на территории Республики Крым - снижается.
Более того, Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 466-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" общий объем капитальных вложений для участников СЭЗ Крым - субъектов МСП увеличился в два раза и составил 6 млн рублей. Такое увеличение снижает доступность инвестиций в СЭЗ Крым со стороны субъектов МСП.
В сложившихся экономических условиях субъекты МСП практически свели к минимуму инвестиции в основные фонды.
В этой связи заслуживает поддержки положение законопроекта, предусматривающее установление общего объема капитальных вложений для участников СЭЗ - субъектов МСП в размере 3 млн рублей, а для реализации инвестиционного проекта в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок - 1 млн рублей.
Комитет неоднократно отмечал, что значительный потенциал имеют не только ИТ-компании, но и юридические лица, выполняющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. НИОКР важны, в первую очередь, для обеспечения конкурентоспособности российской экономики, в том числе в сфере ИТ-технологий.
Полагаем, что комплексное применение мер поддержки в отношении высокотехнологичных субъектов МСП и возможность их функционирования в СЭЗ с небольшим стартовым объемом капиталовложений стимулирует подъем отрасли и привлекательности инвестиций для МСП.
2. Согласно части 1 статьи 11 законопроекта лицо, намеревающееся получить статус участника, должно быть зарегистрировано на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской или Херсонской областях либо иметь филиал на указанных территориях.
При этом в силу пункта 4 части 1 статьи 2 законопроекта участником СЭЗ может быть и индивидуальный предприниматель.
Как уже отмечалось, СЭЗ отличается минимальным объемом капитальных вложений для участников, что безусловно повлечет значительный приток индивидуальных предпринимателей на территорию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области из других регионов Российской Федерации.
При этом из законопроекта не следует о какой регистрации лица, намеревающегося получить статус участника СЭЗ, идет речь: о регистрации по месту жительства (пребывания), в налоговом органе или о другой. Это создает неопределенность для предпринимателей и, как следствие, влияет на качество делового климата. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 25 февраля 2004 г. N 4-П, от 20 апреля 2009 г. N 7-П, от 6 декабря 2011 г. N 27-П, от 29 июня 2012 г. N 16-П и от 22 апреля 2013 г. N 8-П).
Таким образом, полагаем целесообразным ко второму чтению уточнить о какой регистрации идет речь.
3. Законопроект в целом соответствует государственной политике в сфере цифровизации разрешительной деятельности, вместе с тем необходимо учитывать, что предлагаемый порядок заключения, изменения и расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ не содержит указание на возможность совершения таких действий в электронном виде.
Кроме того, законопроектом предусматривается устаревшая процедура выдачи и замены свидетельства о включении участника СЭЗ в единый реестр. Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 законопроекта единый реестр участников СЭЗ ведется управляющей компанией и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и, следовательно, является открытым. Важно, что во многих разрешительных режимах государство отказывается от отдельных сертификатов, свидетельств и других документов, подтверждая те или иные права юридических лиц с помощью публичных реестров (например, законодательство о лицензировании).
Таким образом, статус участника СЭЗ подтверждается открытой реестровой записью, а механизм выдачи отдельного документа по вопросу участия в СЭЗ представляется избыточным.
4. Законопроектом предусматривается формирование отчетов о результатах функционирования СЭЗ как уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, так и управляющей компанией. При этом деятельность осуществляется на территории субъекта Российской Федерации, который заинтересован в социально-эконмическом развитии, но в функционировании СЭЗ не участвует.
В этой связи полагаем целесообразным учитывать мнение органов государственной власти субъектов Российской Федерации при оценке эффективности функционирования СЭЗ.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.В.Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.