Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 апреля 2023 г. N вн2.2-1/1923
на проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Законопроект предусматривает создание на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан. В СЭЗ будет действовать особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Согласно части 9 статьи 19 проекта земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником договора об условиях деятельности в СЭЗ либо обеспечения функционирования СЭЗ, предоставляются уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления управляющей компании в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов на срок функционирования СЭЗ в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. При этом соответствующие изменения Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотренные проектом федерального закона N 326763-8, не позволяют определить, в каких случаях управляющая компания вправе получить земельные участки в собственность, а в каких - в аренду.
В части 9 статьи 19 также предусматривается, что условием использования управляющей компанией таких земельных участков является обязанность их использования исключительно в целях, предусмотренных проектируемым федеральным законом. В связи с этим в законопроекте необходимо уточнить правовые последствия неисполнения управляющей организацией такой обязанности в случаях, когда такие земельные участки были переданы ей в собственность.
Из содержания части 10 статьи 19 проекта следует, что земельные участки, необходимые для реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ, могут передаваться ему управляющей компанией в аренду или субаренду на срок, превышающий срок реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ. В связи с этим необходимо уточнить цели использования участником СЭЗ таких земельных участков по истечении срока действия договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Из взаимосвязанных положений пунктов 8 и 9 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 13 и части 12 статьи 19 проекта следует, что управляющая компания не только предоставляет участникам СЭЗ в аренду или субаренду земельные участки, принадлежащие управляющей компании на праве собственности или на праве аренды, но и организует предоставление им в аренду земельных участков, принадлежащих третьим лицам. В связи с этим в проекте необходимо уточнить, в чем конкретно заключаются функции управляющей компании при организации предоставления участникам СЭЗ таких земельных участков, а также порядок осуществления таких функций.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 14 и части 3 статьи 17 проекта договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть расторгнут не только по решению суда, но и управляющей компанией в одностороннем порядке в случае установления ею фактов нарушения участником СЭЗ условий такого договора. Из содержания указанных положений следует, что основанием для одностороннего отказа управляющей компании от договора может стать любое нарушение участником СЭЗ его условий, в том числе не являющееся существенным. Такой подход ставит стороны договора в неравное положение, поскольку расторжение договора по инициативе участника СЭЗ всегда будет осуществляться в судебном порядке и только при наличии существенных нарушений условий договора, а по инициативе управляющей компании - в одностороннем внесудебном порядке при наличии любых нарушений. В связи с этим в законопроекте необходимо уточнить обстоятельства, при которых допускается односторонний отказ управляющей компании от договора.
В статье 20 законопроекта, определяющей порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ, необходимо учесть положения Федерального закона от 18.03.2023 N 84-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по созданию условий для упорядоченной электронной торговли товарами", которым внесены изменения в ряд федеральных законов, регулирующих применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях особых (свободных) экономических зон.
В подпункте "а" пункта 5 части 2 статьи 12 проекта необходимо уточнить, что понимается под "инвестиционным проектом в области научных исследований и разработок", при реализации которого в СЭЗ допускается пониженный объем капитальных вложений участником СЭЗ.
В статье 7 законопроекта, определяющей перечень полномочий управляющей компании, следует учесть положения проекта федерального закона N 326734-8, который внесен в Государственную Думу одновременно с рассматриваемым законопроектом и предусматривает также полномочие управляющей компании по согласованию предоставляемого участником СЭЗ в налоговый орган перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.
В пункте 2 части 11 статьи 12 проекта необходимо учесть положения пункта 5 части 1 статьи 7 и части 1 статьи 9 проекта, которые предусматривают направление управляющей компанией в таможенный орган не только копии заключенного договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, но и копии свидетельства о включении участника СЭЗ в единый реестр участников СЭЗ.
В свою очередь, в статье 3 проекта необходимо учесть положения части 2 статьи 7 и части 1 статьи 9 проекта, которые предусматривают возможность регулирования отношений, связанных с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны, также уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.