Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области",
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Согласно статье 1 законопроекта его положения регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
При этом в силу положений пункта 1 части 1 статьи 2 законопроекта под свободной экономической зоной понимаются территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и примыкающие к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Нормы части 1 статьи 4 законопроекта предусматривают, что указанная свободная экономическая зона создается на срок до 31 декабря 2050 года.
Согласно части 2 статьи 8 законопроекта обязательства Российской Федерации по финансированию мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны, могут исполняться посредством:
- внесения взноса в уставный капитал управляющей компании, которая осуществляет финансирование мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны;
- предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, предоставленных участникам для реализации инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- использования иных способов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
Нормы части 4 статьи 10 законопроекта предусматривают, что участник свободной экономической зоны вправе реализовывать инвестиционный проект в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом в силу части 1 статьи 11 законопроекта лицо, намеревающееся получить статус участника, должно быть зарегистрировано на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области либо иметь филиал на указанных территориях.
Согласно части 1 статьи 18 законопроекта особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, применяемый участниками, включает в себя:
- особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками инвестиционных проектов;
- особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- возможность предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками в целях реализации инвестиционных проектов, в размере до ста процентов от ставки рефинансирования.
Нормы части 1 статьи 23 законопроекта предусматривают, что его положения вступают в силу с 1 января 2024 года, за исключение его статьи 9.
Комитет по законопроекту не имеет концептуальных замечаний и предложений. Вместе с тем в рамках данного законопроекта представляется целесообразным дополнительно проработать следующие вопросы.
Согласно части 1 статьи 8 законопроекта финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, доведенных до управляющей компании, а также внебюджетных источников финансирования. При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что его реализация повлечет дополнительные расходы, покрываемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также установление налоговых и неналоговых льгот, пониженных тарифов страховых взносов в отношении участников свободной экономической зоны, оценить степень влияния которых на бюджетную систему Российской Федерации не представляется возможным.
Вместе с тем полагаем, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту было бы целесообразно указать ориентировочный размер средств, который может быть выделен из федерального бюджета в течение 2024 - 2026 годах на финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны, а также рамочную оценку оказания влияния на бюджетную систему Российской Федерации установление налоговых и неналоговых льгот, пониженных тарифов страховых взносов в отношении участников свободной экономической зоны.
Согласно статье 5 законопроекта органами управления свободной экономической зоной являются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и управляющая компания. При этом полномочия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и управляющей компании определены соответственно в статьях 6 и 7 законопроекта.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) органами управления свободной экономической зоной являются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 377-ФЗ по решению высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя отдельные полномочия, отнесенные к их компетенции настоящим Федеральным законом, в том числе по определению видов деятельности, осуществление которых в свободной экономической зоне участниками свободной экономической зоны не допускается, могут быть переданы органам исполнительной власти Республики Крым и органам исполнительной власти города федерального значения Севастополя соответственно.
При этом в силу части 3 статьи 11 этого же Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя осуществляют следующие полномочия: заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне или отказ в заключении таких договоров; мониторинг выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне; контроль за реализацией участником свободной экономической зоны инвестиционного проекта; представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ежегодного отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны.
В настоящее время на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области формируется система органов исполнительный орган соответствующих субъектов Российской Федерации. В связи с этим целесообразно проработать вопрос о наделении высших исполнительных органов государственной власти данных субъектов Российской Федерации полномочиями по управлению свободной экономической зоной, создаваемой на территориях указанных субъектов Российской Федерации, по аналогии с полномочиями, закрепленными в Федеральном законе N 377-ФЗ за высшими исполнительными органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 законопроекта под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. При этом согласно этого же пункта законопроекта не должны учитываться в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание.
Вместе с тем представляется, что вопрос, почему не должны включаться в качестве капитальных вложений затраты на приобретение именно указанных объектов, требует дополнительного обоснования.
В целом полагаем, что принятие законопроекта направлено на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, что должно повысить уровень и качество жизни граждан, проживающих в соответствующих субъектах Российской Федерации, а также ускорению полноценной интеграции данных субъектов Российской Федерации в социально-экономическую систему Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.