Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 17 апреля 2023 г. Протокол N 130
на проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект в части вопросов ведения, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам сообщает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона, как указано в пояснительной записке к нему, подготовлен в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития соответствующих регионов, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Законопроектом устанавливается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, который включает в себя, в том числе, особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на указанных территориях.
Также законопроектом устанавливаются органы управления свободной экономической зоной (уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере создания и функционирования свободной экономической зоны и управляющая компания - "Фонд развития территорий") и определяется перечень их полномочий.
Управляющая компания, в частности, наделяется полномочиями по сообщению в Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу сведений о включении лица в единый реестр и об исключении из него, а также по направлению в указанные федеральные органы исполнительной власти копии заключенных с участниками договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне и свидетельств о включении их в единый реестр.
Следует отметить, что на рассмотрении Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам в настоящее время находится проект федерального закона N 326734-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", которым предлагается внесение изменений с статью 427 Налогового кодекса, предусматривающих установление обязанности управляющей компании по согласованию с участником свободной экономической зоны перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, а также по передаче ею в налоговые органы информации о таком согласованном перечне и сведений об осуществленных налогоплательщиками капитальных вложениях (пункт 5 статьи 2 законопроекта). Вместе с тем, статьей 7 проекта федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" установлен исчерпывающий перечень полномочий управляющей компании, который таких полномочий не содержит. В связи с чем в этой части требуется унификация норм вышеуказанных законопроектов.
Кроме того, проектируемым пунктом 11 части 2 статьи 7 предусмотрены полномочия управляющей компании на организацию предоставления лицам, осуществляющим деятельность в свободной экономической зоне, услуг, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в частности услуг по таможенному оформлению.
Обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании нет термина и понятия "услуги по таможенному оформлению".
Глава 3 законопроекта регулирует вопросы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - процедура СТЗ) на территории свободной экономической зоны (далее - территория СЭЗ), устанавливает порядок ведения учета товаров, помещенных под данную таможенную процедуру и порядок представления отчетности в таможенный орган о таких товарах.
В части таможенного регулирования проектируемые нормы соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
При этом обращаем внимание на следующее в проектируемой статье 20.
Частью 2 определены товары, которые могут размещаться и использоваться на территории СЭЗ. Полагаем, что в данной части необходимо исправить "товары, помещенные под процедуру СТЗ" на "иностранные товары, помещенные под процедуру СТЗ", поскольку далее в статье 20 речь идет о размещении и использовании именно иностранных товаров на территории СЭЗ.
Часть 3 устанавливает, что содержание и применение процедуры СТЗ определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - Кодекс). Учитывая, что ряд вопросов применения указанной таможенной процедуры регулируется не только Кодексом, но и решениями Евразийской экономической комиссии (перечень товаров, которые не подлежат помещению под процедуру СТЗ; лица, которые могут выступать декларантами при помещении товаров под процедуру СТЗ и т.д.), полагаем необходимым заменить слова "Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" на "правом Евразийского экономического союза".
В части 5 установлен перечень условий, на основании которых таможенным органом принимается решение о создании зоны таможенного контроля на участке территории СЭЗ, на котором применяется процедура СТЗ.
Необходимо предусмотреть, что такое решение может быть принято только при одновременном соблюдении участником СЭЗ (далее - участник) данного перечня условий.
Частью 24 установлен перечень обязательных сведений в заявлении участника о разрешении таможенного органа на вывоз товаров, помещенных под процедуру СТЗ с участка территории СЭЗ, на остальную часть территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области.
Полагаем целесообразным дополнить данный перечень реквизитами свидетельства о включении участника в единый реестр.
Пунктом 4 части 42 регулируются вопросы документального подтверждения перехода права собственности от участника к судовладельцу, или передачи судна участником судовладельцу, если при строительстве судна право собственности на строящееся судно принадлежало судовладельцу.
При этом абзацем первым части 42 установлена лишь возможность передачи участником права распоряжения товарами.
Необходимо устранить данное противоречие.
Частью 64 предусмотрено, что в целях завершения процедуры СТЗ в отношении товаров, которые были израсходованы в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 205 Кодекса, участником должны быть представлены в таможенный орган заявление и документы, содержащие сведения, установленные Евразийской экономической комиссией.
При этом решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 88 "О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны" установлены требования только к заявлению о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - заявление), а не к сведениям. Таким образом, полагаем необходимо заменить слова "заявление и документы, содержащие сведения, установленные Евразийской экономической комиссией" словами "заявление, содержащее сведения, установленные решением Евразийской экономической комиссии, предусмотренным абзацем вторым пункта 11 статьи 207 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, и документы, подтверждающие такие сведения".
Частью 71 установлены причины отказа в принятии таможенным органом решения о завершении действия процедуры СТЗ и признании товаров товарами Евразийского экономического союза.
Полагаем, что пункт 4 данной части необходимо исключить, поскольку его содержание дублирует пункт 3.
В части 15 проектируемой статьи 21 понятие "личный кабинет" необходимо привести в соответствие со статьей 284 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитет полагает, что указанные недостатки должны быть устранены при доработке законопроекта ко 2 чтению.
В целом Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, полагая, что реализация предлагаемых норм будет способствовать улучшению налогового климата для налогоплательщиков, участников свободной экономической зоны и создаст дополнительный стимул для социально-экономического развития вышеуказанных территорий.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" в первом чтении.
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.