Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 326734-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области",
внесенный Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона разработан одновременно с проектом федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и предусматривает установление особых условий налогообложения для участников свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), направленных на обеспечение стабильности условий осуществления деятельности для участников свободной экономической зоны на вышеуказанных территориях. Так, предлагается не применять положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения или отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, а также в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов), установленных для таких налогоплательщиков до сроков окончания льгот или до даты утраты налогоплательщиками статуса участников свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В целях применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для вышеуказанных налогоплательщиков вводится обязанность по представлению в налоговый орган копии выданного управляющей компанией свидетельства о включении его в реестр участников свободной экономической зоны на указанных территориях. Комитет отмечает, что название указанного реестра следует унифицировать с терминологией, используемой в проекте федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Для участников свободной экономической зоны в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, на 10 лет устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов. Ставку налога на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, предлагается устанавливать законами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в размере от 0 процентов до 13,5 процента в зависимости от вида осуществляемой деятельности и применять ее налогоплательщиками в течение периода действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на указанных территориях.
Организации - участники свободной экономической зоны освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного на соответствующих территориях имущества сроком на 10 лет.
В отношении земельных участков, расположенных с свободной экономической зоне на указанных территориях и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне для таких организаций законопроектом предусматривается освобождение от налогообложения земельным налогом сроком на 3 года.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, законопроектом также предлагается установить единые пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта, в размере 7,6 процентов на весь срок существования свободной экономической зоны при условии, если разница между суммой страховых взносов, исчисленной исходя из единых тарифов страховых взносов, установленных пунктом 3 статьи 425 НК РФ, и суммой страховых взносов, исчисленной с применением единых пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящей статьи 427 НК РФ, определяемая нарастающим итогом с начала применения единых пониженных тарифов страховых взносов, не превышает величину, равную объему осуществленных капитальных вложений за аналогичный период, умноженную на коэффициент, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемого участником.
Комитет отмечает, что предлагаемыми законопроектом изменениями в статью 427 НК РФ предусматривается согласование управляющей компанией с участником свободной экономической зоны перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, а также устанавливается обязанность управляющей компании по передаче в налоговые органы информации о таком согласованном перечне и сведений об осуществленных налогоплательщиками капитальных вложениях. Вместе с тем следует отметить, что в проекте федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" приводится исчерпывающий перечень полномочий управляющей компании, который вышеуказанных полномочий не содержит (статья 7 законопроекта).
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения в части страховых взносов не учитывают изменений, внесенных в главу 34 НК РФ Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 33.4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
К законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.
Комитет поддерживает рассматриваемый законопроект, полагая, что реализация предлагаемых норм будет способствовать улучшению налогового климата для налогоплательщиков и создаст дополнительный стимул для социально-экономического развития на вышеуказанных территориях.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 326734-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" в первом чтении.
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.