Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 301952-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленные на совершенствование регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры, в том числе предусматривающие создание Единого государственного реестра адвокатов Российской Федерации (далее - ЕГРА) и регламентирующие функционирование комплексной информационной системы адвокатуры России (далее - КИС АР).
В соответствии с проектной редакцией пункта 3 статьи 14 Федерального закона ЕГРА будет являться единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим сведения об адвокатах. Однако исходя из смысла подпункта 2 пункта 1 проектируемой статьи 39.2 Федерального закона предусмотрено ведение реестров адвокатов также территориальными органами юстиции.
Кроме того, учитывая проектируемые положения пункта 3 статьи 14 Федерального закона потребуется внесение изменений в часть 4 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и в пункт 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, в которых упоминаются реестры адвокатов субъектов Российской Федерации.
Положениями абзаца четвертого пункта 3 проектной редакции статьи 15 Федерального закона устанавливается обязанность лица, статус адвоката которого прекращен, сдать удостоверение в течение трех рабочих дней. Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона указанное лицо уведомляется советом адвокатской палаты о принятом в отношении него решении в десятидневный срок со дня принятия такого решения, в связи с чем в проектируемой норме необходимо указать с какого момента начинается исчисление трехдневного срока. Аналогичное замечание относится к проектируемому подпункту 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, устанавливающему такой же срок сдачи удостоверения адвокатом в случае приостановления его статуса, поскольку пунктом 6 статьи 16 Федерального закона также предусмотрен десятидневный срок уведомления лица о приостановлении его статуса адвоката.
В абзаце третьем пункта 5 проектируемой статьи 15 Федерального закона не установлен срок в течение которого территориальный орган юстиции должен внести сведения в ЕГРА об изменении адвокатом членства в адвокатской палате и выдать адвокату выписку из ЕГРА об этом.
Пунктом 9 проектной редакции статьи 15 и подпунктом 6 пункта 2 статьи 17 Федерального закона в качестве одного из оснований прекращения статуса адвоката предлагается рассматривать непоступление в трехмесячный срок в территориальные органы юстиции уведомления адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о приеме этого адвоката в члены данной адвокатской палаты. Однако не учитывается, что непоступление такого уведомления может быть связано с нарушением адвокатской палатой срока направления такого уведомления и не зависеть от каких-либо действий самого адвоката. При этом ответственность адвокатской палаты за ненаправление такого уведомления или нарушение срока направления, а также обжалование указанных действий (бездействия) проектом не предусмотрены.
Кроме того, положения пункта 9 проектной редакции статьи 15 Федерального закона о возможности прекращения статуса адвоката только советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации не согласуются с проектируемым пунктом 2 статьи 17 Федерального закона, в соответствии с которым по указанному основанию статус адвоката прекращается по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации на основании заключения квалификационной комиссии.
Согласно проектируемому подпункту 5 пункта 3 статьи 31 Федерального закона порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников или представителей в том числе в гражданском и административном судопроизводстве определяется советом Федеральной палаты адвокатов, в связи с чем соответствующие изменения необходимо внести в подпункт 3.1 пункта 3 статьи 37 Федерального закона, устанавливающий полномочия совета Федеральной палаты адвокатов.
Взаимосвязанные положения пунктов 1 и 3 проектируемой статьи 39.3 Федерального закона не позволяют определить, какие конкретно виды информации, указанной в пункте 1 данной статьи, должен предоставлять в КИС АР каждый из указанных в пункте 3 поставщиков информации.
Требует уточнения дата вступления в силу положений пункта 15 статьи 1 законопроекта, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 2 законопроекта уставы адвокатских палат должны быть утверждены соответствующим собранием (конференцией) адвокатов по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Иные замечания по проекту федерального закона прилагаются.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.