Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 305319-8 "О ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза"
(внесен Президентом Российской Федерации)
Законопроектом предлагается ратифицировать Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, заключенное 19 апреля 2022 года в г. Москве.
Создание единого рынка аудиторских услуг в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) имеет большое значение для облегчения процесса взаимного инвестирования между экономическими субъектами стран-участниц ЕАЭС и содействует свободному движению капиталов между этими странами.
Соглашение, подлежащее ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-Ф3 "О международных договорах Российской Федерации", состоит из 35 статей и, согласно статье 2, "регулирует отношения, связанные с обеспечением допуска аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов одного государства-члена к осуществлению аудиторской деятельности в других государствах-членах и допуска аудиторов одного государства-члена к участию в осуществлении аудиторской деятельности в других государствах-членах, а также определяет единые подходы к осуществлению и регулированию аудиторской деятельности в государствах-членах".
Соглашением предусмотрен ряд рамочных положений, направленных на унификацию правил допуска к аудиторской деятельности во всех странах ЕАЭС, профессиональных стандартов, идентичность систем регулирования указанной сферы деятельности.
В частности, в статье 4 Соглашения перечислены требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность, а статьей 5 Соглашения - требования к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности.
В числе таких требований:
- численность аудиторов, являющихся работниками юридического лица по основному месту работы на основании трудовых договоров (не менее 3);
- доля уставного (складочного) капитала юридического лица, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям (не менее 51%);
- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе юридического лица (не менее 50% состава такого органа);
- требования к лицу, являющемуся единоличным исполнительным органом юридического лица (должно быть аудитором);
- наличие безупречной деловой репутации (для юридического лица выражается в положительной оценке участниками гражданского оборота, включая профессиональные объединения (саморегулируемые организации) аудиторов, деловых качеств, делового поведения, деятельности юридического лица, его органов, владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций);
- наличие безупречной деловой (профессиональной) репутации (для физического лица выражается в отсутствии неснятой или непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления и за преступления в сфере экономики, а также в положительной оценке участниками гражданского оборота, включая профессиональные объединения (саморегулируемые организации) аудиторов, деловых и профессиональных качеств физического лица, его делового поведения);
- наличие для юридического и физического лица правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
- невозможность создания юридического лица, желающего осуществлять аудиторскую деятельность, в форме открытого (публичного) акционерного общества или государственного (муниципального) унитарного предприятия;
- наличие высшего образования для физического лица;
- наличие для физического лица опыта практической работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности или ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- наличие для физического лица квалификационного аттестата (свидетельства, сертификата) аудитора;
- участие в осуществлении аудиторской деятельности в качестве работника аудиторской организации или индивидуального аудитора на основании трудового договора между ним и соответственно аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
В статье 32 Соглашения перечислены особенности внутреннего урегулирования аудиторской деятельности:
1. Республика Армения вправе в своем законодательстве предоставить организациям, оказывающим бухгалтерские услуги, право оказывать в Республике Армения сопутствующие аудиту услуги.
2. Государство-член вправе в своем законодательстве предоставить иностранным аудиторским организациям право иметь долю участия более 49 процентов в уставном (складочном) капитале аудиторских организаций, сведения о которых включаются в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов данного государства-члена. Указанные аудиторские организации вправе осуществлять аудиторскую деятельность только в государстве-члене, в котором они включены в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов.
3. Республика Казахстан в соответствии со своим законодательством вправе не применять в отношении физических лиц, желающих участвовать в осуществлении аудиторской деятельности в качестве аудиторов, требование, предусмотренное абзацем вторым пункта 2 статьи 8 настоящего Соглашения. Лица, сведения о которых включены в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов Республики Казахстан, но не соответствующие указанному требованию, имеют право на участие в осуществлении аудиторской деятельности только в Республике Казахстан.
4. Республика Армения, Республика Казахстан и Кыргызская Республика вправе в своем законодательстве установить, что для получения права на осуществление соответственно в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике аудиторской деятельности в качестве аудиторской организации у юридического лица Республики Армения, Республики Казахстан или Кыргызской Республики численность аудиторов, являющихся его работниками по основному месту работы на основании трудовых договоров, может быть менее 3 человек. Указанные аудиторские организации вправе осуществлять аудиторскую деятельность только в государстве-члене, в котором они включены в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов.
5. В Республике Казахстан услуги по оценочной деятельности не вправе оказывать аудиторские организации, индивидуальные аудиторы государств-членов, том числе аудиторские организации, индивидуальные аудиторы Республики Казахстан.
Реализация положений законопроекта предоставит российским аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам возможность осуществлять свою деятельность в любом государстве - члене ЕАЭС с признанием, выданных ими аудиторских заключений, а также защищать свои права и законные интересы при осуществлении профессиональной деятельности.
Армения, Белоруссия, Киргизия ратифицировали настоящее Соглашение.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, и не повлечет уменьшения поступления доходов федерального бюджета, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов и нормативно правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рамках своего предмета ведения не имеет концептуальных замечаний к законопроекту и поддерживает его принятие.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.