Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 301946-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (о поддержке развития технопарков в сфере высоких технологий),
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 301946-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на закрепление в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ) понятия "технопарк в сфере высоких технологий", разграничения определения данного понятия и понятий "индустриальные (промышленные) парки" и "промышленные технопарки", а также обеспечения возможности применения в отношении управляющих компаний технопарков в сфере высоких технологий, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий для осуществления ими научно-технической деятельности, инновационной деятельности и (или) деятельности в сфере информационных технологий, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Нормами законопроекта к компетенции Правительства Российской Федерации предлагается также отнести установление требований к технопаркам в сфере высоких технологий, управляющим компаниям технопарков в сфере высоких технологи в целях применения к ним мер стимулирования, установленных Федеральным законом N 488-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также подтверждение соответствие технопарков в сфере высоких технологий указанным требованиям.
Нормами законопроекта предусматривается внесение изменений в статью 7 Федерального закона N 488-ФЗ, согласно которым к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики предлагается отнести установление дополнительных требований к технопаркам в сфере высоких технологий, управляющим компаниям технопарков в сфере высоких технологий в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, нормами законопроекта предлагается также внесение корреспондирующих изменений в пункт 145 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", предусматривающих отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), аналогичных полномочий в части установления дополнительных требований к технопаркам в сфере высоких технологий, управляющим компаниям технопарков в сфере высоких технологий.
Согласно проектируемому пункту 22 статьи 3 законопроекта под технопарком в сфере высоких технологий понимается совокупность объектов технологической, транспортной и коммунальной инфраструктуры, зданий, строений, сооружений, предназначенных для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями научно-технической деятельности, инновационной деятельности и (или) деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и (или) выведения на рынок новых продуктов, технологий и (или) услуг и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу действующих положений пункта 19 статьи 3 Федерального закона N 488-ФЗ под промышленными технопарками понимаются объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что согласно указанным понятиям объекты технопарков в сфере высоких технологий и объекты промышленных технопарков в обоих случаях предназначаются в том числе, для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями научно-технической деятельности и (или) инновационной деятельности, полагаем, что в законопроекте понятия "промышленный технопарк" и "технопарк в сфере высоких технологий" необходимо более четко разграничить между собой.
В частях 3 и 4 статьи 7 Федерального закона N 488-ФЗ предусмотрено, что применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, устанавливаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в отношении управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков, осуществляется в случае соответствия таких управляющих компаний требованиям, установленным в соответствии со статьями 19 и 19.1 данного Федерального закона.
Полагаем, что по аналогии с указанными действующими положениями Федерального закона N 488-ФЗ в законопроекте необходимо предусмотреть, что применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, устанавливаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении управляющих компаний технопарков в сфере высоких технологий возможно при условии соответствия таких управляющих компаний требованиям, установленным в соответствии с проектируемой статьей 19.2 Федерального закона N 488-ФЗ.
Положения пункта 4 проектируемой в законопроекте статьи 19.2 Федерального закона N 488-ФЗ предусматривают, что создание новых и развитие существующих технопарков в сфере высоких технологий на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что согласно пункту "г" части 3 статьи 11 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относится, в частности, стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 37 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ под стратегией научно-технологического развития Российской Федерации понимается документ стратегического планирования, определяющий стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты государственной политики, направленные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период. При этом согласно пункту 3 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642, данная стратегия направлена на научное и технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне.
В связи с этим полагаем, что в пункте 4 проектируемой в законопроекте статьи 19.2 Федерального закона N 488-ФЗ необходимо предусмотреть, что создание новых и развитие существующих технопарков в сфере высоких технологий на территориях субъектов Российской Федерации должно осуществляться, в том числе, с учетом стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.