Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 343052-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях осуществления государственной поддержки российских производителей синтетического каучука.
В настоящее время синтетический каучук, полученный путем полимеризации изопрена (далее - СКИ), и синтетический каучук, полученный путем полимеризации бутадиена (далее - СКД), являются одними из видов производимой в Российской Федерации нефтехимической продукции, на их долю приходится примерно 50% (порядка 750 тыс. тонн в год) от всех выпускаемых в стране синтетических каучуков.
Исторически производство СКИ и СКД является низкомаржинальным бизнесом в условиях существования высокой конкуренции на рынках и относительно высоких издержках на сырье. В результате негативного влияния коронавирусных ограничений на потребление нефтехимической продукции в 2020 году на рынке произошла разбалансировка между динамикой изменения цен на продукцию и динамикой изменения стоимости сырья. В результате операционная рентабельность работы отрасли снизилась ниже критических пределов. Так, рентабельность по чистой прибыли одного из производителей СКИ, с долей производства 63% от общероссийского производства, в 2020 году снизилась с 15% (среднее значение за период 2015 - 2019 годов) до 3%. Указанная ситуация привела к возникновению рисков приостановки производства синтетических каучуков в Российской Федерации и недопоставкам продукции на предприятия, выпускающие продукцию военного назначения.
Законопроектом предусматривается право производителей синтетического каучука заключать соглашение с Минэнерго России с целью возможности применения ими особого порядка обложения произведенного синтетического каучука акцизом, параметры которого будут зависеть от биржевых цен на натуральный каучук на сингапурском рынке, биржевых цен на бутан и бутадиен на роттердамском рынке.
Так, в случае неблагоприятных биржевых цен на натуральный каучук и сырьё для производства синтетического каучука такой организацией будет применяться "обратный" акциз на произведенный синтетической каучук, возмещаемый из бюджетных средств. С целью ограничения объема выпадающих доходов федерального бюджета была установлена предельная величина "обратного" акциза на уровне 9 150 рублей на тонну произведенного синтетического каучука.
В обратной ситуации, в случае благоприятной биржевой конъюнктуры на указанные товары, налогоплательщик будет уплачивать акциз в пределах ранее возмещенных сумм, проиндексированных на значение 1,0033 за каждый месяц, что снизит негативное влияние на федеральный бюджет. При этом, обязанность по уплате такого акциза не возникнет в случае, если ранее налогоплательщику не возмещались суммы акциза на синтетический каучук.
Кроме того, при заключении соглашения организация будет брать на себя обязательство по возврату ранее возмещенных из бюджетных средств сумм акциза на синтетический каучук (с учетом индексации на значение 1,0033 за каждый месяц) в случае его расторжения.
Законопроектом уточняются формулировки положений для налогоплательщиков акцизов на этан и сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ), в том числе в части необходимости переработки этана и СУГ на производственных мощностях, на которых непосредственно товары нефтехимии могут не производиться, но которые являются частью единого технологического процесса для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта, предусматривающие внесение изменений в части налога на прибыль организаций, связаны с установлением особого порядка обложения акцизом в отношении синтетического каучука, который вступит в силу с первого числа налогового периода по акцизам - календарного месяца. Однако налоговый период по налогу на прибыль организаций - календарный год. Таким образом, законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу положений в части налога на прибыль организаций в целях синхронизации их действия с положениями в части налогообложения акцизами синтетических каучуков.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
При реализации федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" объемы возмещения акциза на синтетический каучук могут составить в 2024 году - 3,5 млрд. рублей, в 2025 году - 2,2 млрд. рублей.
Оценка 2024 года основана на прогнозируемых Минэнерго России объемах производства синтетического каучука, полученного путем полимеризации бутадиена (далее - СКД), в размере 305,0 тыс. тонн в год, и синтетического каучука, полученного путем полимеризации изопрена (далее - СКИ), в размере 230,0 тыс. тонн, данных Минэнерго России по прогнозируемым котировкам на бутадиен (Ц BDE) в размере 1 018 долларов США/тонна, бутан (Ц BUTANE) - 671 долларов США/тонна, натуральный каучук (Ц TSR-20) - 1 748 долларов США/тонна, с учетом курса доллара США (Р), в соответствии с макропрогнозом Минэкономразвития России.
С целью ограничения объема выпадающих доходов федерального бюджета была установлена предельная величина возмещения на уровне 9 150 рублей на тонну произведенного синтетического каучука.
Для определения параметров, необходимых для формулы расчета налогового вычета, по результатам проведенного анализа было установлено, что ключевым фактором, оказывающим влияние на финансово-экономические показатели производства СКИ и СКД в условиях относительно стабильного уровня несырьевых затрат, является дифференциал (далее - спред) между стоимостью готовой продукции и сырья, используемого для ее производства.
В отсутствие общепризнанных объективных рыночных котировок в Российской Федерации на производимую продукцию (СКИ и СКД) и сырье, используемое для ее производства (изобутатан, изобутилен и т.п.), ценообразование на указанные виды товаров, как правило, происходит в "привязке" к ценам экспортного паритета (более половины производимых в Российской Федерации синтетических каучуков экспортируются).
Как следствие, в качестве уровня спреда, обеспечивающего достаточный уровень рентабельности производителям СКИ и СКД, было выбрано медианное значение спреда между мировыми котировками на натуральный каучук и бутан для СКИ и бутадиен и бутан для СКД за исторический период, в рамках которого формировался подход к расчету механизма "обратного" акциза.
При выборе котировок для расчета величины "обратного" акциза использовались критерии наличия котировок, их уровня ликвидности и технологической взаимосвязи с процессом производства СКИ и СКД. Дополнительно учитывались нормы расхода сырья, специальные поправочные коэффициенты, а также величина транспортных расходов. В результате для целей расчета величины "обратного" акциза разработаны формулы обратного акциза, предусмотренные проектируемым пунктом 35 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации, которые приведены ниже.
К СКИ=63129-(Ц TSR-200,93-1,4
(Ц BUTANE-115))
Р,
где Ц TSR-20 является средней (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период котировкой натурального каучука на азиатском рынке, которая публикуется сингапурской биржей;
Ц BUTANE - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на бутан на роттердамском рынке нефтяного сырья, которая публикуется аналитическим агентством Argus;
63 129 - значение медианы, определяемое как Ц TSR-200,93-1,4
(Ц BUTANE-115) за тонну в долларах США, выраженное в рублях исходя из среднего курса доллара США к рублю Российской Федерации за период 2019 - 2021 годов, позволяющее покрывать предприятиям затраты на процессинг. Расчет проведен за исторический период, в рамках которого формировался подход к расчету механизма "обратного" акциза;
0,93 - величина дисконта между ценами на синтетический и натуральный каучуки, рассчитанная по результатам анализа фактических данных и отражающая отношение усредненной цены реализации СКИ к котировке натурального каучука за длинный исторический период;
1,4 - норма расхода сырья при производстве синтетических каучуков. Норма расхода сырья устанавливается в техническом регламенте производства продукции;
115 - затраты на транспортировку бутана от базиса поставки (Роттердам) для определения стоимости бутана до завода, выраженные в долларах США на тонну. Расчет затрат проведен за исторический период, в рамках которого формировался подход к расчету механизма "обратного" акциза.
Значение коэффициента К СКИ, характеризующего налоговый вычет для СКИ, определяется по указанной формуле и составляет 3 044 рублей на тонну в 2024 году. Объем вычета для СКИ прогнозируется в объеме 0,7 млрд рублей.
К СКД=30651-(Ц BDEР КК-1,6
(Ц BUTANE-115))
Р,
где Ц BDE является средней (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на бутадиен на роттердамском рынке нефтяного сырья, которая публикуется аналитическим агентством Argus;
30 651 - значение медианы, определяемое как Ц BDEР КК-1,6
(Ц BUTANE-15) за тонну в долларах США, выраженное в рублях исходя из среднего курса доллара США к рублю Российской Федерации за период 2019 - 2021 годов, позволяющее покрывать предприятиям затраты на процессинг. Расчет проведен за исторический период, в рамках которого формировался подход к расчету механизма "обратного" акциза;
1,6 - норма расхода сырья при производстве синтетических каучуков. Норма расхода сырья устанавливается в техническом регламенте производства продукции.
Значение коэффициента К СКД, характеризующего налоговый вычет для СКД, определяется по указанной формуле и составляет 21 545 рублей на тонну, что превышает предельную величину возмещения и коэффициент К СКД принимается равным 9 150 рублей на тонну в 2024 году. Объем вычета для СКД прогнозируется в объеме -2,8 млрд. рублей.
Общий объем вычета для СКД и СКИ прогнозируется в 2024 году в объеме 3,5 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.
1. Приказ ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топлива, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
2. Приказ ФНС России "Об утверждении формы (формата) расчета величины непокрытого возмещения акциза на синтетический каучук на конец налогового периода".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 6 месяца с даты принятия Федерального закона.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка расчета показателей Ц TSR-20, Ц BUTANE, Ц BDE".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации - ФАС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
4. Приказ Минэнерго России "Об утверждении порядка заключения (расторжения) соглашения о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук, порядка направления уведомления о расторжении соглашения о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук (уведомления о наступлении обстоятельства, при наступлении которого соглашение о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук считается расторгнутым в силу закона), формы соглашения о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук, формы заявления о намерении заключить соглашение о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук, формы уведомления об отказе заключить соглашение о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук, формы уведомления о заключении (прекращении действия) договора об оказании услуг по производству синтетического каучука из сырья, принадлежащего организации, заключившей соглашение о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук, на праве собственности, формы уведомления о расторжении соглашения о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук, формы уведомления о наступлении обстоятельства, влекущего признание соглашения о принятии обязательств в связи с применением вычетов по акцизам на синтетический каучук расторгнутым.".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.