Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 310899-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции),
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел проект федерального закона N 310899-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и отмечает следующее.
Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан в целях сокращения объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции.
Законопроектом устанавливаются меры административной ответственности за нарушение механизмов государственного регулирования в сфере табачного рынка и рынка никотинсодержащей продукции, которые предлагаются другим законопроектом по аналогичной тематике "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (проект N 310882-8).
Как указано в пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту, "употребление гражданами табачной продукции связано с нанесением вреда их здоровью, который многократно возрастает при употреблении нелегальной табачной продукции".
Законопроектом устанавливаются меры административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, аналогичные тем, которые уже предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - за КоАП РФ) за нарушения при осуществлении деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В частности, законопроектом предусматриваются административные наказания:
- за производство или оборот табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья без соответствующей лицензии;
- за использование (владение) основным технологическим оборудованием с нарушением порядка его государственной регистрации или консервации;
- за незаконные производство или оборот табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья физическим лицом, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Функции по контролю (надзору) в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства будут осуществлять подразделения в структуре Росалкогольрегулирования и его территориальных органов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (проект N 310882-8).
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что введение новелл, предусмотренных проектом федерального закона, позволит законодательно усилить регулирование вопросов предупреждения и пресечения правонарушений в сфере оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья, предотвратить попадание нелегальной продукции на рынок.
Комитет обращает внимание на крайне негативную тенденцию в среде несовершеннолетних обучающихся - массовое распространение курения "вейпов" (электронных сигарет).
Несмотря на имеющиеся законодательные ограничения, тенденция увеличения употребления несовершеннолетними "вейпов" (электронных сигарет) приобрела масштабный характер и вызывает серьезную озабоченность членов Комитета, педагогической и родительской общественности.
Комитет считает, что вопросы ограничения использования несовершеннолетними обучающимися никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотиносодержащей продукции требуют дополнительного законодательного регулирования и в этой связи предлагает рассмотреть возможность внесения следующих изменений в законопроект:
- внести изменения в часть 2 статьи 6.24 КоАП РФ, дополнив ее положением об административной ответственности за курение на территориях образовательных организаций;
- внести изменения в часть 3 статьи 14.53 КоАП РФ в части увеличения размера административного штрафа за продажу никотиносодержащей продукции несовершеннолетним (наложить на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей);
- установить административную ответственность для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, распространяющих табачную продукцию или никотинсодержащую продукцию, кальяны и устройства для потребления никотинсодержащей продукции, другим несовершеннолетним.
Кроме того, Комитет обращает внимание на то, что в понятийном аппарате законопроекта N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", внесенного Правительством Российской Федерации одновременно с данным проектом федерального закона, вводятся понятия "электронная система доставки никотина" и "изделия с нагреваемым табаком (табак нагреваемый)", однако понятие "устройство для потребления никотиносодержащей продукции", используемое в КоАП РФ, не находит соотнесения с законопроектом N 310882-8.
Комитет предлагает учесть вышеуказанные предложения при подготовке законопроекта для рассмотрения во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по просвещению рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 310899-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.