Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 310820-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(в части приведения положений отдельных федеральных законов в соответствие с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства")
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел в качестве соисполнителя проект федерального закона N 310820-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект).
Целью законопроекта является приведение положений отдельных федеральных законов в соответствие с находящимся на рассмотрении Государственной Думы проектом федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства".
Законопроектом предусматривается исключение из Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" норм, регулирующих вопросы лицензирования, производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции.
В свою очередь, нормы Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) о ценовых и налоговых мерах, направленных на сокращение спроса на табачные изделия и никотинсодержащую продукцию, и нормы о предотвращении их незаконных производства и оборота, во избежание их дублирования, будут носить отсылочный характер к новому отраслевому закону.
По данному законопроекту в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Вопросы регулирования производства и потребления табака и никотинсодержащей продукции требуют постоянного внимания. Нормы законопроекта, устанавливающие точные, легко контролируемые правила, позволят усилить меры, направленные на защиту несовершеннолетних от табачной и никотинсодержащей продукции.
Комитет выражает обеспокоенность увеличивающимся количеством случаев курения табака и потребления никотинсодержащей продукции. Особую тревогу вызывает резкое увеличивающееся потребление никотинсодержащей продукции, в том числе на территориях образовательных организаций.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к вопросам охраны здоровья обучающихся относится профилактика и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
В этой связи образовательные организации своими нормативными актами могут устанавливать мероприятия, направленные на реализацию запрета курения табака. Тем не менее, некоторые вопросы требуют законодательного регулирования.
Комитет отмечает, что непрерывные меры воздействия в отношении несовершеннолетних, в большей степени, должны иметь морально-воспитательные цели. В настоящий момент стоит задача, в том числе на государственном уровне, во-первых, в создании негативного отношения к курению, во-вторых, в формировании отрицательного имиджа курильщика, в-третьих, в предложении альтернативы этой пагубной привычке (интеллектуальные игры, спорт и прочее).
Вместе с тем, в борьбе с табачной и никотинсодержащей зависимостью залогом успеха является одновременная реализация контрольно-надзорных, запретительных и профилактических мер. Указанный комплекс мер направлен на полное исключение возможности для несовершеннолетних покупать, хранить и распространять табачную и никотинсодержащую продукцию, электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака. По мнению Комитета, для усиления указанного комплекса мер необходимо внести изменение в Федеральный закон N 15-ФЗ и запретить пронос несовершеннолетними на территории и в помещения образовательных организаций табачной продукции, никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака.
Также Комитет полагает необходимым принять меры для запрета использования ароматизаторов в жидкостях для электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака, создать однообразный и безликий
дизайн внешней оболочки самих электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака, чтобы снизить их привлекательность и "модность" для детей и молодежи.
Комитет также подчеркивает необходимость проработки вопроса о запрете оборота электронных систем доставки никотина и жидкостей для них на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.