Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Проектом федерального закона предлагается установить "правовые основы производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (часть 1 статьи 1 законопроекта).
Отдельные положения проекта федерального закона нуждаются в доработке.
В частности, согласно части 2 статьи 2 законопроекта иные понятия (то есть те, которым не дано определение в части 1 статьи 2 законопроекта) используются в законопроекте в значениях, определенных в том числе Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ). Однако при этом понятия, определенные в законопроекте, не согласуются с понятийным аппаратом, используемым в Федеральном законе N 15-ФЗ.
Так, проектируемое понятие "изделия с нагреваемым табаком (табак нагреваемый)" определяется как вид никотинсодержащей продукции и охватывается понятиями "никотинсодержащая продукция" и "потребление никотинсодержащей продукции", которые определены в Федеральном законе N 15-ФЗ.
Проектируемое понятие "жидкость для электронной системы доставки никотина" является составной частью определенного в Федеральном законе N 15-ФЗ понятия "никотинсодержащая жидкость".
Проектируемые понятия "электронная система доставки никотина" и "устройство для нагревания табака" охватываются понятием "устройства для потребления никотинсодержащей продукции", которые определены в Федеральном законе N 15-ФЗ.
Проектируемое определение понятия "никотинсодержащая продукция" практически полностью дублирует определение данного понятия, которое содержится в Федеральном законе N 15-ФЗ.
Проектируемое понятие "производитель табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья" значительно уже понятия "табачные организации", которое определено в Федеральном законе N 15-ФЗ, поскольку в Федеральном законе N 15-ФЗ содержится также указание на аффилированных лиц соответствующих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях Федерального закона N 15-ФЗ к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение табачной продукции или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Таким образом, понятийный аппарат законопроекта (статья 2) и понятийный аппарат Федерального закона N 15-ФЗ (статья 2) следует унифицировать либо исключить дублирование.
Одновременно обращаем внимание, что вводимые в части 1 статьи 2 законопроекта такие понятия, как "жидкость для электронной системы доставки никотина" и "электронная система доставки никотина", в иных положениях законопроекта не используются.
Положения частей 1-8 статьи 8 законопроекта, касающиеся видов деятельности, подлежащих лицензированию, нуждаются в уточнении, в том числе в целях однозначного разграничения таких видов деятельности. Например, к видам деятельности, подлежащим лицензированию, относятся "производство, а также связанные с производством хранение и поставка произведенных табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья" (пункт 1 части 1 статьи 8 законопроекта) и "производство, а также связанные с производством хранение и поставка произведенных табачной продукции и никотинсодержащей продукции" (пункт 2 части 1 статьи 8 законопроекта). При этом согласно частям 2 и 3 статьи 8 законопроекта лицензии на указанные виды деятельности предусматривают право лицензиата на осуществление в том числе "производства табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья".
В части 10 статьи 8 законопроекта указаны документы, которые заявитель представляет в лицензирующий орган, одним из которых является заявление о выдаче лицензии. Однако в данном положении не установлено, что в таком заявлении должен быть указан лицензируемый вид деятельности, которую намерен осуществлять заявитель, как это предусмотрено, например, в подпункте 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В связи с этим данное положение требует уточнения.
Рассматриваемый законопроект взаимосвязан с проектом федерального закона N 310820-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Указанные законопроекты должны быть согласованы по содержанию и сроку вступления в силу.
Поскольку согласно части 2 статьи 2 законопроекта иные понятия (то есть те, которым не дано определение в части 1 статьи 2 законопроекта) используются в значениях, определенных в том числе Федеральным законом от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", обращаем внимание, что 21.06.2022 Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 99437-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию", которым предусматривается внесение изменений в том числе в понятийный аппарат данного Федерального закона.
Требует уточнения дата вступления в силу положений частей 1, 10-31 статьи 8 законопроекта (часть 2 статьи 14 законопроекта).
Иные замечания, в том числе юридико-технического характера, переданы в Комитет в рабочем порядке.
Приложение: замечания к законопроекту на 4 л. в 1 экз.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.