Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 3 апреля 2023 г. N 40)
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
В настоящее время функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, оборота табачной продукции возложены на Минсельхоз России. Отдельными функциями по регулированию табачного рынка наделены Минздрав России, МВД России, Роспотребнадзор, ФНС России и ФТС России. Ввиду множественности субъектов государственного регулирования данной отрасли, а также разрозненного и несогласованного закрепления норм в правовых актах, отсутствует единый подход в регулировании табачного рынка, осуществления контроля над производством и оборотом табачной, никотинсодержащей продукции.
Законопроектом предлагается установить правовое регулирование в сфере производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции, в рамках отраслевого закона. Полномочиями по осуществлению контроля (надзора) в указанной сфере предлагается закрепить за Росалкогольрегулированием.
По мнению Правительства Российской Федерации, актуальность предлагаемых изменений обусловлена необходимостью сокращение объемов нелегального производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции. В пояснительной записке указывается, что реализация положений законопроекта, при неизменном количестве потребителей такой продукции, позволит не только обеспечить поступление акцизов в бюджет, но и направить денежные средства, получаемые нелегальными производителями от продажи табачной и никотинсодержащей продукции, в легальное поле, что будет способствовать увеличению доходности добросовестных участников рынка.
Для этих целей законопроектом устанавливается обязанность государственной регистрации технологического оборудования, учета объема производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции в государственной информационной системе мониторинга, в целом обязанность лицензирования некоторых видов деятельности в данной сфере.
Реализация положений законопроекта потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Комитет указывает, что предложенные законопроектом изменения позволят комплексно регулировать данную отрасль экономики, это приведет к сокращению доли контрафактной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, снижению нелегального производства и распространения на территории страны табачной, никотинсодержащей продукции, а также позволит повысить уровень законности в данной сфере.
Вместе с тем, законопроект оставляет нерешенными некоторые существующие проблемы государственного регулирования рынка никотинсодержащей продукции и электронных систем доставки никотина (далее - ЭСДН).
В восьмом Докладе Всемирной организации здравоохранения "О глобальной табачной эпидемии. Решение проблемы новых и появляющихся изделий" за 2021 год указывается, что в связи с негативным воздействием на организм человека, продажа ЭСДН была запрещена в 32 странах мира (с охватом населения в 2,4 млрд. человек). Еще 79 стран (3,2 млрд. человек) ввели хотя бы одно частичное ограничение, установив, например, запрет на использование таких изделий в общественных местах, их рекламу, стимулирование продажи и спонсорство, либо ввели требование о размещении предупреждений на упаковке.
Опасность для здоровья может представлять не только никотинсодержащая продукция. Остается неисследованным вопрос причинения вреда здоровью безникотиновой продукцией, потребляемой с использованием электронных устройств. В общественном доступе отсутствует достоверная информация о ее безопасности употребления.
Недостаточно урегулирован также вопрос безопасности самих электронных устройств. Ежегодно фиксируются случаи их взрыва во время использования, последствиями становятся серьезные травмы у курящих.
Учитывая большой общественный резонанс, который имеет в настоящее время вопрос об использовании электронных устройств - вейпов, Комитет обратился в российские общественные, правозащитные организации и религиозные объединения для определения позиции.
По мнению членов Общественной палаты Российской Федерации, ученых и экспертов, существует необходимость установления полного запрета продажи никотинсодержащих жидкостей и устройств для их доставки, а также никотинсодержащей продукции и устройств ее потребления. Опасения экспертов вызывает также отсутствие в законопроекте положений, предусматривающих регулирование оборота никотинсодержащей жидкости. По информации Общественной палаты Российской Федерации, в адрес палаты поступает большое число обращений граждан по вопросам увеличения продаж никотинсодержащей продукции.
Духовное собрание мусульман России высказалось в поддержку законопроекта и за включение в него положений, устанавливающих запрет на производство и оборот никотинсодержащей и безникотиновой продукции, предназначенной для электронных устройств.
По мнению Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви Московского патриархата, следует обезопасить несовершеннолетних и молодежь от вредного воздействия ЭСДН и никотинсодержащей продукции. Для этого необходимо запретить производство, распространение и употребление никотинсодержащей и безникотиновой продукции употребляемой в электронных устройствах.
Начальствующим епископом Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской С.В. Ряховским высказано мнение о необходимости полного запрета на оборот ЭСДН (как с использованием никотинсодержащей, так и безникотиновой продукции). Кроме того, предлагается инициировать проведение клинических исследований по вопросу их вредного воздействия на организм человека.
Межрегиональная общественная организация "Общественный Совет по проблеме подросткового курения" поддерживает меры, направленные на ограничение потребления табачной, никотинсодержащей продукции. Указывая, что установление запрета использования ЭСДН не поволит к снизить уровень курения, а приведет к переходу граждан на употребление табачной продукции, Совет предлагает снижать уровень привлекательности никотинсодержащей продукции. Такими мерами могут быть повышение цен на никотинсодержащую продукцию, ограничения по составу и вкусовым добавкам, а также дизайну упаковки.
Комитет обращает внимание, что на территории России с 1 февраля 2023 года проводится эксперимент по исключению технической возможности продажи пищевой, табачной и никотинсодержащей продукции в случае ее незаконного введения в оборот или истечения сроков годности. Данный эксперимент установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2023 года N 74 и продлится до 1 августа 2023 года. По результатам эксперимента могут быть выработаны действенные механизмы, повышающие эффективность контроля в данной сфере.
Комитет, проанализировав положения законопроекта, а также предоставленные мнения общественных и религиозных организаций, отмечает важность и необходимость принятия отраслевого федерального закона, предусматривающего правовое регулирование в сфере производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции. Однако полагает целесообразным предусмотреть в нем положения о запрете производства и оборота электронных систем доставки никотина, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, предназначенной для этих электронных систем.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", а также рекомендует доработать ко второму чтению законопроект в соответствии с замечаниями.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.