Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел в качестве соисполнителя проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается введение государственного регулирования производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в Российской Федерации в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля (надзора) в указанной сфере, при этом в качестве модели регулирования предлагается использовать уже налаженную систему государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Разрозненное нормативно-правовое регулирование и несогласованные задачи различных министерств и органов власти приводят к отсутствию скоординированных решений в этой сфере и, как следствие, увеличению нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, в том числе кальянов, электронных сигарет и "вейпов".
Необходимость недопущения роста доли теневого рынка табака и продукции, его содержащей (который часто связывают с повышением акцизов), а также предотвращение продажи табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним, требует улучшения качества государственного контроля в данной сфере.
Представленный законопроект комплексно регулирует вопросы производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, начиная с закупки сырья и заканчивая реализацией потребителю. Нормы законопроекта, устанавливающие точные, легко контролируемые правила, позволят усилить меры, направленные на защиту несовершеннолетних от табачной и никотинсодержащей продукции.
Контроль исполнения норм, вводимых законопроектом, будет проводиться в соответствии с нормами Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении лицензиатов проводиться не будут.
Всем известно, что консенсус о смертельном вреде табака для здоровья человека давно достигнут среди ученых. Решение такой глобальной проблемы требует внимания как государственных органов, так и организаций и граждан.
Заметим, что пункт 7 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) относит к вопросам охраны здоровья обучающихся профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
В этой связи образовательные организации своими нормативными актами могут устанавливать мероприятия, направленные на реализацию запрета курения табака и употребления никотинсодержащей продукции. Основные мероприятия, которые могут быть закреплены в таких нормативных актах, включают: систематическое размещение материалов по пропаганде здорового образа жизни в стенных газетах, плакатах, стендах, на сайтах образовательных организаций и в социальных сетях; подготовку рекомендаций для обучающихся по профилактике табакокурения и никотинпотребления среди несовершеннолетних; осуществление мониторинга распространенности курения среди обучающихся.
Разработка мероприятий по противодействию потребления табака и никотинсодержащей продукции непрерывно ведется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках федеральных целевых программ охраны и укрепления здоровья граждан и государственной программы развития здравоохранения.
Комитет отмечает, что непрерывные меры воздействия в отношении несовершеннолетних, в большей степени, должны иметь морально-воспитательные цели. Вместе с тем, в борьбе с табачной и никотинсодержащей зависимостью залогом успеха является одновременная реализация контрольно-надзорных, запретительных и профилактических мер. Указанный комплекс мер направлен на полное исключение возможности для несовершеннолетних покупать, хранить и распространять табачную и никотинсодержащую продукцию, электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака. Для усиления указанных мер, Комитет предлагает запретить пронос несовершеннолетними на территории и в помещения образовательных организаций табачной продукции, никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака.
Также Комитет полагает необходимым принять меры для запрета использования ароматизаторов в жидкостях для электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака, создать однообразный и безликий дизайн внешней оболочки самих электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака, чтобы снизить их привлекательность и "модность" для детей и молодежи.
Комитет обращает внимание, что, в целях однозначного правоприменения норм законопроекта, необходимо привести в соответствие его понятийный аппарат с действующими нормами. Например, на данный момент в Кодексе об административных нарушениях Российской Федерации используется обобщенное понятие "устройство для потребления никотинсодержащей продукции", а вновь вводимые, более конкретизированные, понятия (электронная система доставки никотина, устройство для нагревания табака) отсутствуют.
Комитет также подчеркивает необходимость проработки вопроса о запрете оборота электронных систем доставки никотина и жидкостей для них на территории Российской Федерации.
Кроме того, для скорой и четкой реализации норм законопроекта, Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти должны оперативно принять новые и скорректировать действующие нормативные правовые акты в указанной сфере.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.