Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции от 22 марта 2023 г. N 91
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета, и отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено введение комплексного государственного регулирования табачной отрасли с установлением специализированного вида государственного контроля (надзора) в данной сфере.
Согласно пояснительно записке к законопроекту, доля нелегальной табачной продукции в Российской Федерации за 2016 - 2018 годы увеличилась с 1,5% до 8%.
В 2019 году тенденция к увеличению нелегального оборота табачной продукции сохранилась - в I квартале 2019 года доля нелегальной табачной продукции составила 10,3% (по данным TNS Kantar).
В 2020 году доля нелегальной табачной продукции сократилась до 7%. Однако существенную роль в замедлении данной тенденции сыграли ограничения в виде закрытия государственных границ и сокращения каналов продаж, связанные с распространением коронавирусной инфекции.
На фоне увеличения ставок акциза на табачную продукцию в 2021 году доля нелегальной табачной продукции на российском рынке составила 11,5% (по данным АНО "ННЦК").
Во II квартале 2022 года доля нелегальных сигарет составила 12,1% (по данным АНО "ННЦК").
Наблюдающийся рост объемов нелегального производства и оборота табачной продукции по экспертным оценкам приведет к выпадающим доходам бюджета в виде акцизов в 2024 году в размере 34 млрд руб., в 2026 году - 50 млрд руб., в 2028 году - 74 млрд руб.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту совокупная величина расходов бюджета, связанных с принятием законопроекта, составляет порядка 340 млн рублей.
При этом федеральным бюджетом на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрено увеличение доходов бюджета на 100 млрд руб. за счет повышения собираемости и улучшения администрирования акцизов на табачную продукцию.
Учитывая вышеприведенные данные об объеме нелегального рынка табачной продукции и выпадающих доходов федерального бюджета, предложенные законопроектом меры по регулированию табачной отрасли в настоящее время являются весьма актуальными.
В частности, законопроектом предлагается установить виды деятельности в сфере табачного рынка и рынка никотинсодержащей продукции, осуществление которых подлежит лицензированию, а также порядок получения (переоформления) и аннулирования лицензий.
Так, законопроектом вводится лицензирование следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенных табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;
ввод в оборот при ввозе в Российскую Федерацию и вывод из оборота при вывозе из Российской Федерации табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;
закупка табачной, никотинсодержащей продукции для ее реализации в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
Лицензирование отдельных видов деятельности в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства будет способствовать легализации табачной отрасли и предотвращению незаконных производства и оборота такой продукции.
При этом законопроектом предусмотрено бессрочное действие лицензии (при условии периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям), в связи с чем данная мера не будет являться обременительной и не создаст избыточную нагрузку на организации, легально осуществляющие лицензируемые виды деятельности в регулируемой законопроектом сфере деятельности.
В целях пресечения незаконного производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, а также незаконного использования основного технологического оборудования для их производства законопроектом предусмотрено их изъятие из незаконного оборота и последующее уничтожение (утилизация).
Данная мера предотвратит повторное попадание указанных изделий, продукции, сырья и оборудования в незаконный оборот и возобновление нелегального производства.
Также законопроектом устанавливаются требования к оборудованию для производства табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Например, предусмотрена обязанность производителей регистрировать такое оборудование. Если оборудование не используется, его необходимо законсервировать.
Помимо этого, законопроектом предусмотрено, что вводимый государственный контроль за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции будет опираться на регламентируемую законопроектом систему учета продукции и сырья, которая основана в том числе на маркировке "Честный знак". В данной системе будет производиться учет объема производства и оборота продукции и сырья, что обеспечит комплексный подход к осуществлению государственного контроля.
Полагаем, что предложенные законопроектом новации приведут к сокращению доли нелегального рынка табачной и никотинсодержащей продукции, в связи с чем окажут в целом положительное влияние на состояние конкуренции.
Так, реализация законопроекта позволит обеспечить равные конкурентные условия деятельности хозяйствующих субъектов, систематизировать нормативно-правовое регулирование в данной сфере и сократить нелегальный оборот табачной и никотинсодержащей продукции.
К тексту законопроекта имеются следующие замечания и предложения, которые не влияют на положительную оценку законопроекта в целом и могут быть рассмотрены и учтены при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Статьями 3 (часть 4) и 8 (пункт 6 части 32) законопроекта предусматривается обязанность владельца основного технологического оборудования по его консервации в случае аннулирования или приостановления действия соответствующей лицензии.
Согласно пояснительной записке к законопроекту при разработке законопроекта в качестве модели регулирования использовалась система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка. В то же время законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена необходимость консервации основного технологического оборудования в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но не в случае его приостановления.
Принимая во внимание, что при приостановлении действия лицензии рассматриваемым законопроектом (статья 9) предусматривается возможность лицензиата устранить выявленные нарушения с последующим возобновлением действия лицензии, введение столь существенной меры, как консервация основного технологического оборудования, в случае приостановления действия лицензии представляется избыточным.
В этой связи считаем целесообразным скорректировать вышеуказанные нормы законопроекта по аналогии с регулированием данного вопроса в алкогольной сфере. В частности, в части 4 статьи 3 и пункте 6 части 32 статьи 8 законопроекта необходимо исключить положения о консервации основного технологического оборудования при приостановлении действия лицензии и предусмотреть в части 4 статьи 3 требование по консервации оборудования в случае прекращения и аннулирования лицензии.
Учитывая, что согласно пунктам 1 и 4 части 7 статьи 9 законопроекта неоднократное производство табачной продукции, не соответствующей техническим регламентам или межгосударственным и национальным стандартам, является основанием для аннулирования лицензии, перечень лицензионных требований, содержащийся в части 32 статьи 8 законопроекта, целесообразно дополнить требованием о необходимости соответствия производимой и находящейся в обороте табачной продукции требованиям технических регламентов, а также перечень оснований приостановления действия лицензии целесообразно дополнить таким основанием, как производство и (или) оборот никотинсодержащей продукции, предназначенной для реализации на территории Российской Федерации, не соответствующей межгосударственным и национальным стандартам.
Учитывая текущую дату, в законопроекте необходимо скорректировать статью 14, определяющую порядок его вступления в силу.
Учитывая изложенное, Комитет считает целесообразным поддержать законопроект с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.