Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
по проекту федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по экономической политике, рассмотрев проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Основной целью законопроекта является введение в Российской Федерации комплексного государственного регулирования производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства с установлением специализированного контроля (надзора) в указанной сфере, в целях сокращения объемов нелегального производства табачной и никотинсодержащей продукции и оборота сырья для их производства.
По информации Счетной палаты Российской Федерации, сумма потерь федерального бюджета от реализации нелегальной табачной продукции за период с 2016 года по первое полугодие 2021 года составляет 295,6 млрд. рублей, в том числе по акцизам - 246,3 млрд. рублей, на налогу на добавленную стоимость - 49,3 млрд. рублей.
В качестве модели рассматриваемого государственного регулирования использована действующая система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.
Законопроект носит комплексных характер и охватывает весь спектр подакцизных табачных (сигареты, папиросы, сигары, сигариллы и другие) и никотинсодержащих (изделия из табака нагреваемого, электронные сигареты и никотинсодержащие жидкости) продуктов, а также сырья для их производства (табак, табак нагреваемый, жидкий никотин) с установлением идентичных мер государственного регулирования и контроля над полным циклом их производства, включая:
1) введение системы лицензирования для следующих видов деятельности:
а) производство, хранение и поставка произведенной табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;
б) импорт и экспорт табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;
в) закупка табачной продукции и никотинсодержащей продукции для ее реализации в магазинах беспошлинной торговли;
2) использование государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ) в целях учета объема производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья;
3) введение государственной регистрации оборота основного технологического оборудования, предназначенного для производства табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;
4) определение федерального органа по контролю и надзору в сфере производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Вопросы ограничительных мер в отношении оптового и розничного оборота табачной и никотинсодержащей продукции (за исключением обеспечительных мер по запрету продажи немаркированной продукции) и их потребления, не относятся к сфере регулирования законопроекта, так как находятся в компетенции Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Законопроектом определяются основные понятия, используемые в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Также закрепляется, что иные понятия законопроекта используются в значениях, определённых техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".
Законопроектом определяются требования к основному технологическому оборудованию для производства табачных изделий, табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и (или) никотинового сырья и вводится его обязательная государственная регистрация в едином государственном реестре основного технологического оборудования для производства табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья.
Кроме того, устанавливаются требования к учету объема производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья. Указанный учет будет осуществляться с использованием информационной системы мониторинга - государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации. Также с использованием такой информационной системы мониторинга будет осуществляться и ведение государственного реестра основного технологического оборудования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Помимо перечисленного законопроектом вводятся положения, которые будут регулировать вопросы федерального государственного контроля (надзора).
В целом необходимо отметить, что реализация предлагаемых законопроектом мер позволит установить эффективный контроль за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции и сырья, повысить легальность рынка и создать понятные предпринимательскому сообществу условия функционирования рынка табачной и никотинсодержащей продукции.
Вместе с тем, Комитет Государственной Думы по экономической политике считает необходимым проработать вопрос об установлении минимальной цены на жидкости для электронных систем доставки никотина.
Также необходимо отметить, что согласно статье 14 законопроекта вступление в силу федерального закона предусмотрено с 1 сентября 2023 года, однако в соответствии с частью 2 указанной статьи заявитель вправе подать в лицензирующий орган документы, необходимые для получения лицензии, с 1 марта 2023 года. В этой связи данная норма потребует корректировки ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.