Проект федерального закона N 345338-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 24; 2018, N 1, ст. 87; 2019, N 30, ст. 4127; N 52, ст. 7768) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 3:
а) дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:
"формирование системы обращения с отходами, направленной на их максимальную утилизацию и снижение объемов захоронения отходов;";
б) абзацы седьмой и восьмой считать соответственно абзацами восьмым и девятым;
2) в статье 5:
а) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"установление перечня товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, подлежащих утилизации после утраты такими товарами полностью или частично своих потребительских свойств;";
б) абзац двадцать второй признать утратившим силу;
в) абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
"установление методики расчета базовой ставки сбора для товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - экологический сбор), и применения коэффициентов, учитывающих сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции), а также значений базовых ставок экологического сбора и значений указанных коэффициентов;
г) абзац двадцать пятый изложить в следующей редакции:
"установление порядка расходования средств экологического сбора;";
д) в абзаце двадцать восьмом слово "модернизации" заменить словом "развития", дополнить словами ", перечня ее функциональных подсистем, состава сведений и документов, передаваемых в данную систему, форм и порядка их предоставления, в том числе требования к формату таких сведений и документов, виду электронной подписи, а также порядку предоставления сведений из данной системы";
е) дополнить новыми абзацами двадцать девятым - тридцать третьим следующего содержания:
"установление порядка, форм и сроков представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о массе товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации, сведений о вывезенных из Российской Федерации товарах, отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов, порядка, форм и сроков предоставления сведений и документов в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, а также порядок, формы и сроки предоставления сведений из данного реестра, направления решений, принятых в соответствии со статьей 24.2-3 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования;
установление перечня видов отходов от использования товаров, за счет утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, а также перечня видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов;
установление порядка подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья;
установление типовой формы договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортером товара с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров;
установление порядка проведения выездной оценки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров;";
ж) абзацы двадцать девятый - шестьдесят девятый считать соответственно абзацами тридцать четвертым - семьдесят четвертым;
з) в статье 9:
а) пункт 2 после слов "реестр лицензий" дополнить словами "на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - реестр лицензий)";
б) дополнить пунктами 6-8 следующего содержания:
"6. В случае осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудовании и (или) специализированных установках, используемых для осуществления работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, и о производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок включаются в реестр лицензий.
7. В случае изменения производственной мощности и количества оборудования и (или) специализированных установок, используемых для осуществления работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, требуется внесение соответствующих изменений в реестр лицензий в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
В случае увеличения производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок, используемых для осуществления работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, вносятся изменения в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий по результатам проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в связи с данным изменением.
В случае уменьшения производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок, используемых для осуществления работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, вносятся изменения в реестр лицензий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа на основании уведомления, поданного лицензиатом (его правопреемником или иным предусмотренным федеральным законом лицом), без проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
8. Сроки внесения лицензирующим органом изменений в реестр лицензий, перечень сведений, содержащихся в заявлении и уведомлении, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок направления таких заявления и уведомления в лицензирующий орган устанавливаются положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.";
4) статью 21 дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечение производителями товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, и импортерами товаров, в том числе товаров в упаковке, утилизации отходов от использования товаров.";
5) статью 24.2 изложить в следующей редакции:
"Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
1. Обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров обязаны:
1) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, на территории Российской Федерации (далее - производители товаров);
2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров).
2. Производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.
3. Нормативы утилизации для товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общей массы товаров, произведенных на территории Российской Федерации, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, выпущенных таможенным органом для внутреннего потребления.
4. Производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, в отношении всей массы такого товара, произведенного на территории Российской Федерации и (или) ввезенного из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или государств - членов Евразийского экономического союза.
5. Перечень товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, подлежащих утилизации после утраты ими полностью или частично потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.
7. Производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, виды и категории которых устанавливаются в соответствии с пунктом 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
8. В отношении ввезенной на территорию Российской Федерации упаковки, включенной в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на импортеров товаров в этой упаковке независимо от включения (невключения) товара в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи.
9. Производители товаров, импортеры товаров, осуществляющие деятельность по выпуску в обращение на территории Российской Федерации товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, обязаны представить сведения о производимом, импортируемом товаре в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования.";
6) дополнить статьями 24.2-1 - 24.2-4 следующего содержания:
"Статья 24.2-1. Требования по обеспечению производителями товаров, импортерами товаров утилизации отходов от использования товаров
1. Обязанность по обеспечению утилизацию отходов от использования товаров возникает у производителей товаров с наиболее ранней из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров;
3) день списания испорченного или бракованного товара.
2. Обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, в том числе товаров в упаковке, возникает у импортера товаров:
1) для товаров и упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, - со дня принятия их на учет;
2) для товаров и упаковки товаров, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, - со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления.
3. Производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, ведение которого осуществляется с использованием единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее также соответственно - самостоятельная утилизация, реестр утилизаторов).
4. Не допускается утилизация отходов от использования товаров за счет утилизации иных отходов от использования товаров (кроме включенных в одну группу) в целях обеспечения производителями товаров, импортерами товаров самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
5. Обязанность по обеспечению утилизацию отходов от использования товаров считается исполненной в случае утилизации таких отходов путем их использования для производства товаров (продукции) при условии соответствия утилизированных видов отходов и видов товаров (продукции), произведенных в результате утилизации указанных видов отходов, перечням, предусмотренным пунктом 6 настоящей статьи.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области охраны окружающей среды, совместно с уполномоченным органом Российской Федерации в сфере промышленной политики устанавливает перечень видов отходов от использования товаров, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, а также устанавливает перечень видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов.
7. Производители товаров, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
8. Независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность производителя товаров, импортера товаров, их обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров может быть исполнена на всей территории Российской Федерации.
9. Обязанность производителя товаров, импортера товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной:
1) со дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, отчетности о выполнении самостоятельной утилизации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи;
2) со дня уплаты экологического сбора в размере, подлежащем уплате в соответствии с настоящим Федеральным законом.
10. При ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортер товаров обязан до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления уплатить экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 245 настоящего Федерального закона, либо представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, уведомление о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договора поручительства по уплате денежных сумм в размере экологического сбора, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр утилизаторов. Указанная банковская гарантия выдается и указанный договор поручительства заключается в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сроки действия указанных банковской гарантии и договора поручительства должны истекать не ранее 15 октября года, следующего за годом, в котором выдана такая банковская гарантия, заключен такой договор поручительства.
11. Обеспечение самостоятельной утилизации подтверждается:
1) договором, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, и актами утилизации отходов от использования товаров (далее - акт утилизации) в случае, если утилизация обеспечивается путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр утилизаторов;
2) актами утилизации в случае, если утилизация обеспечивается с использованием собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров.
12. Форма акта утилизации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
13. Не может быть признана выполненной самостоятельная утилизация в случае, если:
1) указанный в подпункте 1 пункта 11 настоящей статьи договор заключен с лицом, сведения о котором не внесены в реестр утилизаторов;
2) сведения о лице, представившем указанный в подпункте 2 пункта 11 настоящей статьи акт утилизации, не внесены в реестр утилизаторов;
3) из предусмотренного подпунктом 2 пункта 11 настоящей статьи акта утилизации следует, что такая утилизация осуществлена с нарушением требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи;
4) указанная в предусмотренном подпунктом 2 пункта 11 настоящей статьи акте утилизации масса отходов от использования товаров, в отношении которых осуществлялась утилизация, не может быть утилизирована юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которыми предоставлен акт утилизации, в связи с превышением предельной производственной мощности принадлежащих указанному лицу оборудования и (или) специализированных установок для утилизации отходов от использования товаров, в том числе с учетом договоров, заключенных указанным лицом с иными производителями товаров, импортерами товаров и иными лицами, а также с учетом производственного цикла, либо в связи с превышением объема утилизированных в течение календарного года отходов от использования товаров, сведения о котором содержатся в представленной указанными юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 2 статьей 24.2-2 настоящего Федерального закона отчетности, в том числе с учетом договоров, которые заключены указанным лицом с иными производителями товаров, импортерами товаров и иными лицами и предусматривают утилизацию таких отходов;
5) предусмотренный подпунктом 1 пункта 11 настоящей статьи договор в течение отчетного периода расторгнут или одна из сторон договора отказалась от его исполнения и обязательства по договору не выполнены в полном объеме. В случае расторжения договора самостоятельная утилизация признается выполненной в объеме фактически утилизированных отходов, подтвержденном актами утилизации.
14. При перевыполнении производителем товаров, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации, произведенных, ввезенных товаров или утилизации товаров, являющихся упаковкой, в массе, превышающей массу произведенной, ввезенной упаковки, такие нормативы, масса подлежащих утилизации товаров, упаковки в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и соответственно установленными нормативами утилизации, массой произведенных, ввезенных товаров, в том числе являющихся упаковкой.
15. В случае, если товар произведен на территории Российской Федерации с использованием вторичного сырья, к нормативу утилизации отходов от использования товаров, к массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, применяется понижающий коэффициент. Размер понижающего коэффициента и порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья устанавливаются Правительством Российской Федерации.
16. Типовая форма договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортером товара с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр утилизаторов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
17. Производители товаров, импортеры товаров в случае ввоза товаров из государств - членов Евразийского экономического союза представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, отчетность о массе товаров, в том числе упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, сведения о вывезенных из Российской Федерации товарах, в том числе упаковке, а также в случае выполнения самостоятельной утилизации отчетность о выполнении самостоятельной утилизации. Отчетным периодом является календарный год. Указанные отчетности формируются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
18. Импортеры товаров представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, отчетность о массе товаров, в том числе упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, до дня выпуска товаров для внутреннего потребления. В случае, если импортером товаров обеспечивается самостоятельная утилизация, к указанной отчетности прилагаются документы, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи. Импортеры товара представляют отчетность о выполнении самостоятельной утилизации в срок, установленный пунктом 17 настоящей статьи.
19. К отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров прилагаются договоры и акты утилизации, указанные в пункте 11 настоящей статьи.
20. Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности и сведений, указанных в пунктах 17 и 18 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
21. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, являющихся критически важной продукцией для экономики Российской Федерации, при ввозе которых к их импортерам в отношении таких товаров и их упаковки не применяются положения пунктов 10 и 18 настоящей статьи и пункта 3 статьи 24.5 настоящего Федерального закона. В этом случае уплата экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации, представление отчетности о массе товаров, в том числе упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, осуществляются импортером товара в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 24.5 настоящего Федерального закона.
Статья 24.2-2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров
1. Самостоятельная утилизация может признаваться выполненной только в случае осуществления утилизации отходов от использования товаров юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов, привлекаемыми в том числе на основании договора с производителем товаров, импортером товаров.
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов, ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функций по контролю и надзору в сфере природопользования, отчетность о массе товаров, отходы от использования которых утилизированы, и сведения о договорах, заключенных с производителями товаров, импортерами товаров, иными лицами, о расторжении таких договоров в отчетном периоде, а также ведут учет утилизированных и переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов от использования товаров. Отчетным периодом является квартал календарного года.
К указанной в абзаце первом настоящего пункта отчетности о массе товаров, отходы от использования которых утилизированы, прилагаются сведения о фактических объемах потребления энергетических ресурсов в отчетном периоде, полученные посредством автоматических средств измерения и учета используемых энергетических ресурсов (в случае оснащения ими оборудования и (или) специализированных установок для утилизации отходов от использования товаров) либо от ресурсоснабжающих организаций.
Порядок и форма представления отчетности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. В случае, если юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, не выполнена утилизация отходов от использования товаров в массе товаров, указанной в предусмотренном подпунктом 1 пункта 11 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона договоре, заключенном с таким лицом, или в актах утилизации, представленных таким лицом, на основании которых обязанность производителя товаров, импортера товаров, производителя упаковки по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона, либо утилизация отходов от использования товаров осуществлена с нарушением требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона, такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны уплатить экологический сбор в срок не более чем тридцать дней со дня направления уведомления, указанного в пункте 8 статьи 24.2-4 настоящего Федерального закона.
4. Экологический сбор, подлежащий уплате юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между массой товаров, указанной в предусмотренном подпунктом 1 пункта 11 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона договоре, заключенном с таким лицом, и (или) актах утилизации, представленных указанным лицом, на основании которых обязанность производителя товаров, импортера товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона, и фактическим значением массы товаров, отходы от использования которых утилизированы указанными юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде.
При этом под фактическим значением массы товаров, указанным в абзаце первом настоящего пункта, понимается разница между массой товаров, отходы от использования которых утилизированы, сведения о которой содержатся в отчетности юридического лица, индивидуального предпринимателя, и массой товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации в соответствии с договорами, которые заключены с лицами, не являющимися производителями товаров, импортерами товаров, и предусматривают утилизацию отходов от использования товаров.
5. Проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых включены в реестр утилизаторов, требований настоящего Федерального закона, в том числе соответствие принадлежащих им оборудования и (или) специализированных установок, их производственной мощности, сведениям, содержащимся в реестре утилизаторов, осуществляется в рамках федерального государственного экологического надзора.
Статья 24.2-3. Включение сведений о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, исключение сведений из реестра
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, для включения сведений о них в реестр утилизаторов представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, заявление о включении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе в реестр утилизаторов с указанием информации о принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или по договору аренды, срок которого превышает один год, оборудовании и (или) специализированных установках для утилизации отходов от использования товаров, производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок (далее также соответственно - заявитель, заявление о включении сведений в реестр утилизаторов). К заявлению о включении сведений в реестр утилизаторов также прилагаются документы, подтверждающие указанную в заявлении информацию, в соответствии с перечнем документов, утвержденным Правительством Российской Федерации, за исключением документов, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти.
2. Требование пункта 1 настоящей статьи о приложении к заявлению о включении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, в реестр утилизаторов документов, подтверждающих указанную в заявлении информацию, не применяется в случае, если юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдана лицензия на деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности и запись в реестре лицензий содержит сведения об оборудовании и (или) о специализированных установках для утилизации указанных отходов и о производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок, указанные в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов. В данном случае в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов указывается регистрационный номер лицензии, соответствующий номеру записи в реестре лицензий о предоставлении лицензии, дата предоставления лицензии.
3. Заявление о включении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, в реестр утилизаторов, одновременно является заявлением о проведении в отношении указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей выездной или дистанционной оценки, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя заявления о включении сведений в реестр утилизаторов и прилагаемых к такому заявлению документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, рассматривает их, проверяет наличие (отсутствие) предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов и выполняет одно из следующих действий:
1) назначает дату проведения выездной или дистанционной оценки (при наличии технической возможности и согласия заявителя на ее проведение) в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи при отсутствии предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов и направляет уведомление об этом юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, подавшим заявление;
2) вносит сведения в реестр утилизаторов в случае, если юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдана лицензия на деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности и запись в реестре лицензий содержит сведения об оборудовании и (или) о специализированных установках, указанных в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов, при отсутствии предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов и направляет уведомление об этом юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, подавшим заявление;
3) направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление об отказе во включении сведений о них в реестр утилизаторов и о необходимости устранения выявленных нарушений при наличии оснований, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи. При этом уведомление должно содержать все основания для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов.
5. В целях подтверждения достоверности представленных сведений и документов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, вправе в порядке межведомственного взаимодействия запрашивать дополнительную информацию у уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В указанном случае установленный абзацем первым пункта 4 настоящей статьи срок проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, подавших заявление о включении сведений в реестр утилизаторов, и представленных ими заявлений, документов в целях подтверждения отсутствия предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи оснований для отказа во включении сведений о них в реестр утилизаторов, продлевается на срок не более чем десять рабочих дней.
6. Основаниями для направления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, уведомления об отказе во включении сведений о них в реестр утилизаторов и о необходимости устранения выявленных нарушений являются:
1) представление недостоверных сведений в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов и (или) в прилагаемых к нему документах;
2) непредставление документов, подтверждающих наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя оборудования и (или) специализированных установок для утилизации отходов от использования товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи;
3) привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя в течение двух лет до дня представления заявления о включении сведений в реестр утилизаторов к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 8.2, статьей 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 14.1 указанного Кодекса при осуществлении деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности;
4) наличие на дату поступления заявления о включении сведений в реестр утилизаторов записи в реестре лицензий о прекращении или приостановлении действия лицензии на осуществление деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности в случае, указанном в пункте 2 настоящей статьи.
7. В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления о включении сведений в реестр утилизаторов проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выездную или дистанционную оценку (при наличии технической возможности и согласия заявителя на ее проведение) в целях подтверждения наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанных в заявлении соответствующего лица оборудования и (или) специализированных установок для утилизации отходов, производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок, по результатам которой выполняет одно из следующих действий:
1) принимает решение о внесении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе в реестр утилизаторов, а также сведений об указанных в заявлении соответствующего лица оборудовании и (или) специализированных установках для утилизации отходов, об их производственной мощности, а также обеспечивает включение указанных сведений в реестр утилизаторов и уведомляет об этом заявителя, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта;
2) принимает решение о включении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе в реестр утилизаторов, а также сведений об оборудовании и (или) о специализированных установках для утилизации отходов, об их производственной мощности с учетом фактически установленной в ходе выездной или дистанционной оценки производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок, обеспечивает внесение таких сведений в реестр утилизаторов и уведомляет об этом заявителя, если отклонение указанной в заявлении производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок от выявленных в результате выездной оценки данных не превышает пятнадцать процентов;
3) принимает решение об отказе во включении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе в реестр утилизаторов в случае выявления факта отсутствия у юридического лица, индивидуального предпринимателя заявленных оборудования и (или) специализированных установок и (или) отклонения указанной в заявлении производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок от выявленных в результате выездной оценки данных более чем на пятнадцать процентов и уведомляет об этом заявителя.
В случае непроведения выездной или дистанционной оценки в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления о включении сведений в реестр утилизаторов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в указанный срок при отсутствии предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи оснований для направления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, уведомления об отказе во включении сведений о таких юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в реестр утилизаторов принимает решение о включении указанных сведений в реестр утилизаторов, обеспечивает включение таких сведений в реестр утилизаторов и уведомляет об этом заявителя, при этом указанный федеральный орган исполнительной власти вправе провести выездную или дистанционную оценку в срок не позднее шести месяцев со дня поступления в такой орган заявления и документов к нему.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, вправе привлечь российского экологического оператора к участию в проверке заявителя и представленных им документов в целях подтверждения отсутствия предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи оснований для отказа во включении сведений в реестр утилизаторов и к проведению выездной или дистанционной оценки.
9. В случае выявления в ходе проводимой в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящей статьи выездной или дистанционной оценки факта отсутствия у юридического лица, индивидуального предпринимателя заявленных оборудования и (или) специализированных установок и (или) несоответствия указанным в заявлении производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в течение пяти рабочих дней со дня завершения выездной или дистанционной оценки принимает одно из следующих решений и уведомляет о нем юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась выездная или дистанционная оценка:
1) об исключении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе из реестра утилизаторов;
2) о внесении изменений в реестр утилизаторов в части уточнения сведений о производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок, принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, с учетом фактически установленной в ходе выездной или дистанционной оценки производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок, если отклонение указанной в заявлении производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок от выявленных в результате выездной оценки данных не превышает пятнадцать процентов.
10. В случае необходимости изменения сведений, включенных в реестр утилизаторов, в том числе изменения производственной мощности оборудования и (или) специализированных установок для утилизации отходов, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня изменения таких сведений обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, заявление или уведомление о внесении соответствующих изменений в реестр утилизаторов в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи.
11. Внесение изменений в реестр утилизаторов в части увеличения производственной мощности принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю оборудования и (или) специализированных установок, включение в реестр утилизаторов сведений о новых оборудовании и (или) специализированных установках, производственной мощности таких оборудования и (или) специализированных установок осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 1-9 настоящей статьи.
12. Внесение изменений в реестр утилизаторов в части уменьшения производственной мощности принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю оборудования и (или) специализированных установок, исключение из реестра утилизаторов сведений об оборудовании и (или) специализированных установках, производственной мощности таких оборудования и (или) специализированных установок осуществляются без проведения выездной или дистанционной оценки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления от юридического лица, индивидуального предпринимателя о внесении в реестр утилизаторов соответствующих изменений.
13. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на основании лицензии на деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности, вправе не направлять заявление или уведомление о внесении изменений в реестр утилизаторов, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, в случае, если указанные изменения в установленном порядке внесены в реестр лицензий. В этом случае федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, осуществляет внесение изменений в реестр утилизаторов в срок не позднее пяти рабочих дней со дня внесения изменений в реестр лицензий.
14. В случае выявления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, факта ненаправления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления или уведомления о внесении изменений в реестр утилизаторов в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи, несоответствия сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в реестре утилизаторов, аналогичным сведениям, содержащимся в иных государственных информационных системах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, направляет уведомление об этом юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
15. В случае получения уведомления, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения этого уведомления устраняет выявленные нарушения и направляет заявление или уведомление о внесении изменений в реестр утилизаторов либо направляет уведомление об отсутствии нарушений с приложением соответствующих документов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
16. Порядок и формы представления заявления о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, в реестр утилизаторов и документов к нему, заявлений и уведомлений о внесении изменении в реестр утилизаторов, порядок и формы предоставления сведений из данного реестра, направления заявителю решений, принятых в соответствии с настоящей статьей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
17. Основаниями для исключения юридического лица, индивидуального предпринимателя из реестра утилизаторов являются:
1) представление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об исключении из реестра утилизаторов;
2) прекращение действия лицензии на деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности, за исключением случая, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность по утилизации отходов V класса опасности и содержащиеся в реестре утилизаторов сведения о принадлежащих соответствующему лицу оборудовании и (или) специализированных установках, необходимых для утилизации данных отходов, производственной мощности указанных оборудования и (или) специализированных установок были включены в реестр утилизаторов по результатам проведенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, выездных или дистанционных оценок до даты прекращения действия указанной лицензии;
3) непредставление в установленный срок заявления о внесении изменений в реестр утилизаторов в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи;
4) выявление фактов неуплаты экологического сбора юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, в связи с необеспечением утилизации им отходов от использования товаров в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 24.2-2 настоящего Федерального закона, два и более раза подряд;
5) привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 8.2, статьей 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 14.1 указанного Кодекса при осуществлении деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности;
6) отказа юридического лица, индивидуального предпринимателя от выполнения обязательств по договору поручительства, заключенному с импортером товаров в соответствии с пунктом 10 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона, за исключением случаев освобождения поручителя от ответственности или прекращения поручительства по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
18. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, сведения о которых исключены из реестра утилизаторов по основаниям, предусмотренным подпунктами 4-6 пункта 17 настоящей статьи, могут быть повторно включены в реестр утилизаторов не ранее чем через два года после их исключения из такого реестра.
Статья 24.2-4. Обеспечение исполнения обязанности по утилизации отходов от использования товаров
1. Проверка исполнения производителями товаров, импортерами товаров обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров выполняется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в рамках федерального государственного экологического надзора путем проверки полноты, достоверности, актуальности информации, предоставляемой указанными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, и своевременности ее предоставления.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в срок не более девяноста дней со дня представления производителем товаров, импортером товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров рассматривает такую отчетность, договоры и акты утилизации, подтверждающие утилизацию отходов от использования товаров, проверяет их соответствие требованиям, предусмотренным статьями 24.2 и 24.2-1 настоящего Федерального закона, и принимает одно из следующих решений:
1) подтверждает отчетность о выполнении самостоятельной утилизации;
2) подтверждает отчетность о выполнении самостоятельной утилизации в массе товаров иной, чем предусмотрено в отчетности;
3) отказывает в подтверждении отчетности о выполнении самостоятельной утилизации при наличии оснований, предусмотренных пунктом 13 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в течении двух рабочих дней со дня принятия в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи решения уведомляет о принятом решении производителя товаров, импортера товаров. При этом в случае принятия решений, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, в уведомлении указываются причины принятого решения.
4. В случае выявления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, нарушения сроков представления сведений и документов, подлежащих представлению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьями 24.2 - 24.2-3 и 24.5 настоящего Федерального закона, несоответствия этих сведений друг другу или аналогичным сведениям, содержащимся в государственных информационных системах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, направляет соответствующее уведомление лицу, представившему такие сведения или допустившему нарушение сроков представления указанных сведений и документов для включения в систему.
5. В случае поступления уведомления, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, производитель товаров, импортер товаров, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого уведомления устраняет выявленные нарушения или направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, уведомление об их отсутствии с приложением соответствующих обоснований и документов.
6. В случае установления факта нарушения импортером товаров обязанности, предусмотренной пунктом 10 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, направляет ему уведомление о необходимости уплаты экологического сбора или уведомление о необходимости представления в срок не позднее десяти рабочих дней со дня направления такого уведомления документов, подтверждающих намерение о самостоятельной утилизации, предусмотренных пунктом 10 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона.
7. В случае принятия решений, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, выявления указания неполной массы произведенных или ввезенных товара, в том числе товара, являющегося упаковкой, упаковки товара, а также при выявлении нарушений срока уплаты экологического сбора или его размера федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, направляет производителю товаров, импортеру товаров уведомление о необходимости уплатить экологический сбор с указанием размера подлежащего уплате экологического сбора.
8. В случае выявления несоответствия массы товаров, в отношении отходов от использования которых в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона обязанность производителя товаров, импортера товаров по обеспечению самостоятельной утилизации считается исполненной, массе товаров, отходы от использования которых утилизированы юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которым был заключен предусмотренный подпунктом 1 пункта 11 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона договор, на основании которого указанная обязанность считается исполненной, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему утилизацию отходов от использования товаров, уведомление о необходимости уплатить экологический сбор с указанием размера подлежащего уплате экологического сбора.
9. При оценке в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи соответствия массы товаров, отходы от использования которых указаны в отчетности и фактически утилизированы, учитываются масса товаров, отходы от использования которых утилизированы юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, вся масса товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации в соответствии с договорами, заключенными такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с производителями товаров, импортерами товаров и иными лицами, предельная производственная мощность принадлежащих таким юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю оборудования и (или) специализированных установок для утилизации отходов от использования товаров, производственный цикл.
10. Проверка полноты и достоверности информации, предоставляемой производителями товаров, импортерами товаров, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, своевременности ее предоставления выполняется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, посредством анализа информации, содержащейся в единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров, в том числе получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, и сопоставления сведений о количестве (массе) товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из других государств, о количестве (массе) товаров, отходы от использования которых утилизированы, представленных производителями товаров, импортерами товаров, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, со сведениями, содержащимися в государственных информационных системах федеральной налоговой службы, федеральной таможенной службы, государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, иных государственных информационных системах, а также с официальной статистической информацией. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, вправе запрашивать дополнительную информацию у производителей товаров, импортеров товаров, производителей упаковки, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, проводить выездные проверки в соответствии с положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, вправе привлечь российского экологического оператора к участию в мероприятиях, проводимых в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
11. Производители товаров, импортеры товаров, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, обязаны предоставить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, информацию и документы в срок не позднее десяти рабочих дней со дня поступления в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи запроса указанного органа.";
7) в статье 24.3:
а) в абзаце восьмом пункта 2 слово "модернизации" заменить словом "развития";
б) в пункте 3 слово "модернизации" заменить словом "развития", после слова "системы" дополнить словами ", перечень ее функциональных подсистем, состав сведений и документов, передаваемых в данную систему, формы и порядок их предоставления, включая требования к формату таких сведений и документов, виду электронной подписи, а также порядок предоставления сведений из данной системы", слово "устанавливается" заменить словом "устанавливаются";
в) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1. Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к сведениям, содержащимся в системе, осуществляется с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, или российского экологического оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в целях настоящей главы - официальный сайт). Перечень сведений, доступ к которым осуществляется с использованием официального сайта, устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте всем заинтересованным лицам без взимания платы.";
г) пункт 13 признать утратившим силу;
д) дополнить пунктом 14 следующего содержания:
"14. Оператор системы несет ответственность за сохранность и доступность содержащихся в системе сведений, документов.";
8) в статье 24.4:
а) абзац второй пункта 2 признать утратившим силу;
б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении системы с государственными и иными информационными системами, в том числе состав сведений, подлежащих внесению в систему в порядке такого взаимодействия, порядки и сроки их направления и внесения в систему устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
9) статью 24.5 изложить в следующей редакции:
"Статья 24.5. Экологический сбор
1. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
2. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств - членов Евразийского экономического союза, по каждой группе товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
3. Экологический сбор уплачивается импортерами товаров при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, до дня выпуска товаров в обращение для внутреннего потребления, за исключением случаев, если импортером товаров представлено в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, уведомление о намерении самостоятельной утилизации с приложением документов, предусмотренных пунктом 10 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона. В случае, если импортером товаров не была обеспечена самостоятельная утилизация, он уплачивает экологический сбор в срой, установленный пунктом 2 настоящей статьи, с учетом пункта 12 настоящей статьи.
4. В случае поступления от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, уведомления, предусмотренного пунктами 6 и .7 статьи 24.2-4 настоящего Федерального закона, производитель товара, импортер товара обязаны уплатить экологический сбор в срок не позднее тридцати дней со дня направления им указанного уведомления.
5. Экологический сбор не уплачивается в отношении массы товаров, в том числе являющихся упаковкой, которые вывозятся из Российской Федерации. В случае, если товары были вывезены из Российской Федерации за пределами отчетного периода, за который был уплачен экологический сбор, сумма уплаченного производителем товаров, импортером товаров экологического сбора уменьшается в следующем отчетном периоде пропорционально массе вывезенных товаров. Производитель товаров, в том числе упаковки, вправе подтвердить факт вывоза третьими лицами товара, товара в упаковке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. С целью снижения негативного воздействия отходов от использования товаров на окружающую среду ставки экологического сбора дифференцируются в зависимости от степени негативного воздействия таких отходов на окружающую среду.
7. Ставка экологического сбора определяется путем умножения базовой ставки экологического сбора на коэффициенты, учитывающие сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции).
8. Базовая ставка экологического сбора формируется в том числе на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства, а также удельных величин затрат на создание инфраструктуры, предназначенной для этих целей.
9. Методика расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициентов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также значения базовых ставок экологического сбора и значения указанных коэффициентов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товаров, произведенных на территории Российской Федерации, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза или выпущенных для внутреннего потребления, и на разницу между установленным нормативом утилизации и фактически достигнутым значением массы утилизированных отходов от использования товаров, выраженную в относительных единицах.
11. Экологический сбор в отношении товаров, являющихся упаковкой, рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между общей массой произведенной, или ввезенной из государств - членов Евразийского экономического союза, или выпущенной для внутреннего потребления упаковки и фактическим значением массы утилизированной упаковки.
12. В случае, если импортером товара, представившим в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, уведомление о намерении самостоятельной утилизации с приложением документов, предусмотренных пунктом 10 статьи 24.2-1 настоящего Федерального закона, частично исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации, экологический сбор, подлежащий уплате таким импортером товара, подлежит уменьшению на стоимость банковской гарантии или договора поручительства пропорционально массе товаров, в отношении отходов от использования которых импортером выполнена самостоятельная утилизация, но не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
13. Случаи и особенности уплаты экологического сбора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, устанавливаются статьей 24.2-2 настоящего Федерального закона.
14. Порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, уменьшения, порядок осуществления контроля за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора, устанавливается Правительством Российской Федерации.
15. Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора направляются на обеспечение утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, их модернизацию, обустройство мест (площадок) накопления отходов, а также на финансирование расходов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, по учету и контролю соблюдения требований по утилизации отходов от использования товаров.
16. Порядок расходования средств экологического сбора устанавливается Правительством Российской Федерации.
17. Не допускается предоставление средств экологического сбора на обеспечение утилизации отходов от использования товаров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, не включенным в реестр утилизаторов.";
10) статью 29.1 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Положения статей 24.2 - 24.2-4 настоящего Федерального закона не распространяются на производителей товаров, импортеров товаров, относящихся к оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, а также к продукции, сведения о которой составляют государственную тайну.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; N 30, ст. 4590; N 43, ст. 5971; N 48, ст. 6728; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11, 72; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4342, 4389; N 44, ст. 6047; 2016, N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 30, ст. 4142; N 31, ст. 4441, 4457; N 52, ст. 7796, 7799, 7810; 2020, N 8, ст. 915; N 31, ст. 5029; 2021, N 18, ст. 3067, 3072; N 24, ст. 4188) следующие изменения:
1) пункт 11 части 1 статьи 18 дополнить словами "и другими федеральными законами";
2) часть 2.1 статьи 21 дополнить словами ", а также сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудовании и (или) специализированных установках, используемых для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, и о производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок".
Статья 3
В абзаце втором пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5235) слова "и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению" исключить.
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Части 16 и 17 настоящей статьи вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Пункт 5 статьи 24.2-1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" вступает в силу с 1 января 2025 года.
4. Пункты 10 и 18 статьи 24.2-1, пункт 6 статьи 24.2-4, пункты 3 и 12 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу с 1 января 2026 года.
5. Пункт 4 статьи 24.2 и пункт 11 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу с 1 января 2027 года.
6. До 1 января 2027 года производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров, являющихся упаковкой:
1) с 1 января до 31 декабря 2024 года по нормативам утилизации, установленным Правительством Российской Федерации;
2) с 1 января до 31 декабря 2025 года в отношении 55 процентов массы таких товаров, произведенных на территории Российской Федерации и (или) ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или государств - членов Евразийского экономического союза;
3) с 1 января до 31 декабря 2026 года в отношении 75 процентов массы таких товаров, произведенных на территории Российской Федерации и (или) ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или государств - членов Евразийского экономического союза.
7. Экологический сбор в отношении товаров, являющихся упаковкой, рассчитывается:
1) за отчетный период 2024 года - в соответствии с пунктом 10 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона);
2) за отчетные периоды 2025 года и 2026 года - посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между указанной соответственно в пунктах 2 и 3 части 6 настоящей статьи массой произведенной, или ввезенной из государств - членов Евразийского экономического союза, или выпущенной для внутреннего потребления упаковки и фактическим значением массы утилизированной упаковки.
8. До 1 января 2025 года положения пункта 14 статьи 24.2-1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающие возможность уменьшения массы произведенной, ввезенной упаковки, отходы от использования которой подлежат утилизации, не применяются. При перевыполнении производителем товаров, являющихся упаковкой, импортером товаров в 2023 году нормативов утилизации произведенных, ввезенных товаров, являющихся упаковкой, такие нормативы, подлежащие выполнению в 2024 году, уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и соответственно установленными нормативами утилизации.
9. До 1 января 2026 года импортеры товаров в случае ввоза товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, уплачивают экологический сбор и формируют в единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров отчетность о массе товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в сроки, предусмотренные соответственно пунктом 17 статьи 24.2-1 и пунктом 2 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона).
10. До 1 января 2026 года Правительство Российской Федерации проводит эксперимент, предусматривающий применение положений пункта 10 статьи 24.2-1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой.
11. Положения пункта 2, подпункта 2 пункта 4 и пункта 13 статьи 24.2-3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" применяются в случае, если в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя запись в реестре лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - реестр лицензий) содержит сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудовании и (или) специализированных установках, используемых для осуществления работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, и о производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок.
12. Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении лицензий, запись о которых в реестре лицензий не содержит сведений о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудовании и (или) специализированных установках, используемых для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, и о производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок, изменения в реестр лицензий в целях включения указанных сведений подлежат внесению до 1 января 2027 года.
13. В отношении нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 24.2, пунктом 6 статьи 24.2-1, статьей 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 1 части 6 настоящей статьи, не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Указанные нормативные правовые акты вступают в силу с 1 января соответствующего календарного года.
14. Отчетность о массе товаров, в том числе упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из других государств, отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров за период с 1 января по 31 декабря 2023 года представляется производителями товаров, импортерами товаров до 15 апреля 2024 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
15. Расчет суммы экологического сбора и уплата экологического сбора за отчетный период 2023 года осуществляются до 15 апреля 2024 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
16. В целях формирования реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров (далее - реестр утилизаторов), такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе со дня официального опубликования настоящего Федерального закона представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, заявления о включении сведений о них в реестр утилизаторов и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 24.2-3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления. Рассмотрение указанного заявления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 24.2-3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с учетом особенностей, установленных частью 17 настоящей статьи.
17. В случае, если в соответствии с частью 16 настоящей статьи заявление о включении сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, в реестр утилизаторов подано до 1 декабря 2023 года, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в срок до пятнадцати рабочих дней осуществляются рассмотрение указанного заявления и прилагаемых к нему документов и проверка наличия (отсутствия) оснований для отказа во включении указанных сведений в реестр утилизаторов в соответствии с пунктом 4 статьи 24.2-3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и такие сведения включаются в реестр утилизаторов по результатам выездной или дистанционной оценки не позднее 1 января 2024 года.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.