Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 345338-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения указов Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегии Национальной безопасности Российской Федерации".
В Российской Федерации механизм расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (далее - РОП) введен в 2015 году.
Вместе с тем за первые 7 лет реализация РОП не привела к существенному экономическому стимулированию развития отрасли обращения с отходами от использования товаров (далее - отходы), повышению объемов их утилизации и снижения объемов их захоронения.
Основной целью законопроекта является формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный обороти минимизацию объемов захоронения отходов потребления.
При этом РОП должна являться основой формирования в Российской Федерации экономики замкнутого цикла, поэтому является крайне важным не только сформировать систему администрирования, минимизирующую возможность ухода от ответственности недобросовестных производителей, импортеров товаров, но и сформировать систему, направленную на обеспечение максимального объема утилизации отходов от использования товаров, глубины их утилизации, что в итоге приведет к снижению полигонного захоронения таких отходов.
В связи с этим соответствующие изменения вносятся в основные принципы государственной политики в области обращения с отходами и основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами (статьи 3 и 21 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон).
В целях совершенствования системы РОП законопроектом предлагается следующее.
Устанавливаются новые подходы к определению лиц, ответственных за утилизацию отходов от использования товаров.
Обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров обязаны:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, на территории Российской Федерации;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза. При этом импортеры товаров несут ответственность и за упаковку, в которой был ввезен товар.
При новом регулировании субъектами РОП не будут являться компании, которых практически невозможно выявить - небольшие производители товаров в упаковке, ритейл, предприятия общественного питания.
Кроме того, к преимуществам переноса ответственности относится стимулирование производителей упаковки развивать самостоятельную утилизацию и оптимизировать "упаковочные решения".
Изменяется момент возникновения обязанности по выполнению нормативов утилизации производителями товаров и импортерами товаров.
Исключается возможность подачи отчета об утилизации отходов через ассоциации, при этом:
производители и импортеры в рамках законодательства Российской Федерации могут создавать ассоциации или вступать в них;
ассоциации могут предоставлять услуги производителям и импортерам в подготовке/анализе соответствующих отчетов, осуществлять иные действия в рамках законодательства Российской Федерации, направленные на содействие производителям, импортерам товаров для обеспечения утилизации отходов от использования товаров.
Устанавливаются новые подходы к определению ставок экологического сбора для производителей, импортеров товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, (далее - ставки).
Предусматривается обязанность с 1 января 2025 года обеспечить утилизацию отходов в отношении 55 процентов массы произведенной, ввезенной упаковки, с 1 января 2026 года в отношении 75 процентов и с 1 января 2027 года в отношении 100 процентов массы указанной упаковки, при этом в отношении упаковки исключается использование термина "норматив утилизации".
Предусматривается, что обязанность обеспечить утилизацию считается выполненной только в случае утилизации отходов путем их использования для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, извлечения полезных компонентов для их повторного применения. Актом Минприроды России совместно с Минпромторгом России будут утверждены перечень видов отходов, за счет утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, а также перечень видов товаров (продукции), которые могут быть произведены в результате утилизации указанных видов отходов.
По экспертным оценкам около 50% объема ТКО составляют отходы упаковки, при этом объем упаковки будет в дальнейшем увеличиваться, в том числе в связи с активным развитием электронной коммерции и сервисов доставки.
Таким образом, одной из основных задач механизма РОП является возврат упаковочных отходов в хозяйственный оборот.
Уточняется механизм определения факта самостоятельного выполнения обязанности по утилизации отходов, определяются случаи, при которых самостоятельная утилизация отходов не может признаваться выполненной.
Уточняются отдельные положения по порядку представления отчетности, срокам ее представления.
Предусмотрено ведение реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, требование об обеспечении утилизации отходов от использования товаров только лицами, сведения о которых включены в указанный реестр, а также требования к таким лицам.
При этом законопроектом не запрещается дальнейшее ведение деятельности компаний, осуществляющих деятельность по утилизации отходов, которые по той или иной причине не изъявили желание по включению в реестр.
Такие компании смогут осуществлять дальнейшую утилизацию отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не смогут работать в системе РОП.
В целях снижения административной нагрузки на бизнес и сокращения количества проверок предлагается сведения об оборудовании, специализированных установках, используемых для обработки, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, их производственной мощности оценивать и вносить в реестр лицензий при получении лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, и в отношении лиц, имеющих такие лицензии, вносить сведения в "реестр утилизаторов" без дополнительных проверок. При этом устанавливается срок внесения соответствующих изменений в реестр лицензий до 1 января 2027 года. В связи с этим соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Проверка отчетности производителей товаров, импортеров товаров, лиц, осуществляющих утилизацию отходов, действующих в системе РОП, иные контрольно-надзорные мероприятия в отношении указанных лиц в части соблюдения обязанности по обеспечению утилизации товаров будут осуществляться в рамках федерального государственного экологического надзора.
В целях обеспечения гарантированного выполнения обязанности по утилизации отходов, получаемых при применении импортируемых товаров, законопроектом установлено требование, в соответствии с которым при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортер товара, в том числе товара в упаковке, до выпуска товаров в обращение обязан уплатить экологический сбор, а в случае выбора самостоятельного способа выполнения обязательств РОП представить банковскую гарантию на сумму в размере экологического сбора или договор поручительства, заключенный с лицом, осуществляющим утилизацию отходов и включенным в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров. Данное требование вступает в силу с 1 января 2026 года.
При этом до указанного срока Правительством Российской Федерации будет проведен эксперимент, предусматривающий применение данных положений в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, в целях апробации данного инструмента и обеспечение его бесперебойного функционирования с 1 января 2026 года.
РОП должен быть основан на принципах экономики замкнутого цикла, основой которой является принцип цикличности продукции, то есть достижения максимальной глубины переработки отхода. В связи с этим уточняются положения Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления права Правительства Российской Федерации определить перечни видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе.
В целях обеспечения возможной потребности в дополнительных затратах Росприроднадзора в части администрирования РОП законопроектом предусматривается возможность направления средств экологического сбора в том числе на финансирование расходов Росприроднадзора по учету и контролю соблюдения требований по утилизации отходов от использования товаров.
Учитывая, что отчетным периодом за выполнение производителями, импортерами товаров обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, предусматривается срок его вступления в силу с 1 января 2024 года (за исключением отдельных положений). В ином случае возникнет коллизия в обязательных требованиях, применяемых к участникам РОП в одном отчетном периоде (принцип расчета экологического сбора, возможность выполнения РОП через ассоциации, требования к утилизаторам и т.п.).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и влияет на достижение Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
В законопроекте содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и не приведет к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует, признания утратившими силу, приостановления или изменения актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
2. Признания утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3721-р "Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
3. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечней товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, подлежащих утилизации после утраты ими полностью или частично потребительских свойств, нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и значения базовых ставок экологического сбора".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
4. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении размера понижающего коэффициента в отношении товара, произведенного на территории Российской Федерации с использованием вторичного сырья, к нормативам утилизации отходов от использования товаров, к массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и порядка подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минпромторг России.
Соисполнители - Минприроды России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
5. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора для товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов, от использования товаров и применения коэффициентов, учитывающих сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции), а также значения таких коэффициентов".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
6. Признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
7. Признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 "О порядке взимания экологического сбора".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
8. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О порядке взимания экологического сбора".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
9. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. N 467 "О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
10. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. N 868 "О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минцифры России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
11. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения выездной оценки юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, для включения в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров ".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
12. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2010 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности, о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
13. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка и формы представления отчетности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой ".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
14. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
15. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
16. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О проведении эксперимента по ввозу товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, с уплатой экологического сбора до выпуска товаров в обращение для внутреннего потребления либо с предоставлением уведомления о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров с приложением банковской гарантии или договора поручительства".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минфин России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФТС России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
17. Принятия совместного приказа Минприроды России и Минпромторга России "Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, за счет утилизации которых может быть исполнена обязанность производителей товаров, импортеров товаров по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, а также перечня товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов в целях исполнения обязанности по обеспечению их утилизации".
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России, Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки: I квартал 2024 года.
18. Принятия приказа Минприроды России "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
19. Признания утратившим силу приказа Росприроднадзора от 15 февраля 2022 г. N 90 "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
20. Принятия приказа Минприроды России "Об утверждении формы типового договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортером товара с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минфин России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФТС России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 180 дней с даты принятия настоящего Федерального закона.
Подготовка перечня нормативных правовых актов необходима для совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки в целях максимального вовлечения отходов во вторичный хозяйственный оборот и минимизации объемов захоронения отходов.
Данные меры позволят создать необходимые мощности для утилизации отходов и по итогам достигнуть показателей по сортировке отходов в объеме 100 процентов и снижению объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.