Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 346646-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - самозанятые граждане), вправе обратиться за оказанием поддержки, в том числе имущественной поддержки, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. То есть самозанятые граждане имеют право на получение наравне с субъектами малого и среднего предпринимательства (в том же порядке и на тех же условиях) мер имущественной поддержки.
Однако Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) не урегулирован порядок отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого самозанятыми гражданами.
В Краснодарском крае сложилась значительная практика приобретения муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства с применением преимущественного права в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ. За 2009 - 2022 годы с субъектами малого и среднего предпринимательства было заключено 859 договоров купли-продажи муниципального имущества площадью около 133,7 тысячи квадратных метров. Количество таких договоров постоянно увеличивается, за три месяца текущего года заключено еще 3 договора.
В настоящее время в Краснодарском крае насчитывается более 300 тысяч самозанятых граждан. Органы местного самоуправления осуществляют передачу муниципального имущества в аренду самозанятым гражданам. В настоящее время самозанятые граждане арендуют муниципальное имущество в соответствии с 19 договорами аренды муниципального имущества, в том числе включенного в перечни муниципального имущества, утвержденные органами местного самоуправления в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства.
В связи с обращением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае по вопросу установления права самозанятых граждан на приобретение в собственность движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, которое ранее им было передано в аренду, а также урегулирования порядка возмездного отчуждения этого имущества самозанятыми гражданами Законодательным Собранием Краснодарского края совместно с профильными органами исполнительной власти Краснодарского края разработан данный законопроект. Концепция проекта поддержана органами местного самоуправления Краснодарского края.
Проектом федерального закона предлагается распространить положения Федерального закона N 159-ФЗ на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", урегулировать отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или муниципальной собственности движимого и недвижимого имущества, арендуемого данными лицами.
В частности, проектом определены условия, при которых самозанятые граждане вправе выкупить арендуемое имущество из государственной или муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком, без проведения торгов:
арендуемое недвижимое имущество должно находиться в их временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества;
арендуемое движимое имущество должно находиться в их временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение одного года и более в соответствии с договором аренды такого имущества;
отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойки (штрафы, пени);
самозанятый гражданин не снят с учета в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном по контролю и надзору в области налогов и сборов, в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Концепция проекта федерального закона поддержана органами местного самоуправления Краснодарского края и представителями парламентов Южного федерального округа на XXXVI Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации в июне 2022 года в городе Севастополе.
Кроме того, Законодательное Собрание Краснодарского края в декабре 2022 года запросило позицию о целесообразности принятия проекта и информацию о практике передачи государственного и муниципального имущества в аренду самозанятым гражданам 22 законодательных органов субъектов Российской Федерации. Возражения против концепции проекта от названных органов не поступили. Как показал анализ представленной информации, в 13 субъектах Российской Федерации самозанятые граждане арендуют государственное и (или) муниципальное имущество, например, в Волгоградской области действуют 3 договора аренды государственного имущества, 51 договор аренды муниципального имущества, в Костромской области - 3 договора аренды государственного имущества, 14 договоров аренды муниципального имущества; в Ростовской области - 2 договора аренды государственного имущества, 10 договоров аренды муниципального имущества, в Ульяновской области - 5 договоров аренды государственного имущества, 23 договора аренды муниципального имущества, в Астраханской области - 25 договоров аренды государственного имущества, в Свердловской области - 59 договоров аренды муниципального имущества, в Челябинской области - 25 договоров аренды муниципального имущества.
Представленный проект федерального закона был доработан с учетом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам экономической и промышленной политики на проект N 8-137.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволит усилить эффективность проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", создаст более благоприятные условия для осуществления деятельности самозанятых граждан.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.