Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 346588-8 "О внесении изменений в статьи 13.2 и 30.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства уведомляет об этом Минюст России.
Правоспособность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации возникает со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее - реестр) сведений о соответствующем структурном подразделении иностранной некоммерческой неправительственной организации (пункт 11 статьи 13.2 Закона N 7-ФЗ).
Наличие в законодательстве Российской Федерации четкой регламентации процедуры включения сведений о филиалах и представительствах иностранной некоммерческой неправительственной организации в реестр, не исключает осуществление ею деятельности на территории Российской Федерации, как собственными силами, так и с привлечением физических и (или) юридических лиц, в обход действующего законодательства.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не урегулирован вопрос участия в деятельности на территории Российской Федерации иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре.
В целях недопущения участия в деятельности такой организации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.2 и 30.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - законопроект), который предусматривает возможность участия физических и юридических лиц в деятельности на территории Российской Федерации иностранной некоммерческой неправительственной организации после внесения в реестр сведений о структурных подразделениях такой организации в порядке, предусмотренном статьей 13.2 Закона N 7-ФЗ.
Ответственность за участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре, предусмотрена проектами федеральных законов "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и "О внесении изменений в главу 32 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Во избежание проблем при квалификации деяний лиц, совершивших правонарушение (преступление) по проектируемым составам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, законопроект предусматривает размещение реестра на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того в целях побуждения структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций к соблюдению законодательства Российской Федерации законопроект предусматривает дополнение оснований для отказа во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве - если ранее внесенные в реестр филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации в течение трех лет предшествующих дню представления уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из реестра в связи с нарушением законодательства Российской Федерации.
В настоящее время подпунктом 5 пункта 7 статьи 13.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть отказано во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве, в том числе, если ранее внесенные в реестр филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из реестра в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничительные механизмы для осуществления иностранной некоммерческой неправительственной организацией деятельности на территории Российской Федерации, если ранее она осуществлялась с грубыми нарушениями закона.
Следует отметить, что зачастую Минюстом России при анализе деятельности филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации устанавливаются лишь факты нарушения законодательства, связанные преимущественно с непредставлением предусмотренной отчетности, которые в последующем являются основанием для исключения филиала или представительства из реестра (пункт 8 статьи 32 Закона N 7-ФЗ).
Вместе с тем, исключение филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра за нарушение требований законодательства Российской Федерации не исключает возможность вновь представить в Минюст России уведомление о создании своих структурных подразделений на территории Российской Федерации и осуществлять свою деятельность.
Такая ситуация по исключению и включению вновь структурных подразделений в реестр может повториться неограниченное количество раз, так как законодательством данный вопрос не урегулирован.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.2 и 30.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.2 и 30.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.2 и 30.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.2 и 30.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.