Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348232-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает создание программы формирования долгосрочных сбережений, представляющей собой простой и интересный финансовый продукт для граждан, пополнение которого при стимулирующей финансовой поддержке государства возможно как за счет личных средств граждан, так и за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в их пользу в системе обязательного пенсионного страхования.
Участие граждан в формировании долгосрочных сбережений предполагается исключительно на добровольной основе.
Формирование гражданами добровольных долгосрочных сбережений позволит им в будущем иметь финансовый ресурс, который может быть использован на долгосрочные стратегические цели, такие как получение дополнительного периодического дохода после 15 лет участия в программе или при достижении определенного возраста. Кроме того, сформированные средства могут быть использованы на оплату дорогостоящих видов лечения и образования детей.
Для участия в формировании долгосрочных сбережений законопроект предусматривает необходимость заключения гражданином договора долгосрочных сбережений с негосударственным пенсионным фондом. Также положения законопроекта предусматривают возможность заключения договора долгосрочных сбережений юридическими или физическими лицами в пользу третьих лиц.
Законопроектом определены положения, предусматривающие новый вид деятельности негосударственного пенсионного фонда, новый вид договора, взносы по указанному договору, основания выплаты сформированных средств, виды выплат, учет сформированных средств на отдельном индивидуальном счете долгосрочных сбережений гражданина.
Также положениями законопроекта вводится новая отдельная глава в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", устанавливающая особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов по формированию долгосрочных сбережений, включающая условия договора долгосрочных сбережений, основания и порядок выплаты долгосрочных сбережений, перечень особых жизненных ситуаций, условия и порядок выплаты правопреемникам в случае смерти участника программы, порядок передачи сформированных долгосрочных сбережений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд.
Положениями законопроекта предусмотрено, что граждане, в пользу которых осуществляется формирование пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде и заключившие договор долгосрочных сбережений, вправе направить средства пенсионных накоплений, отраженные на пенсионном счете накопительной пенсии, на формирование средств по договору долгосрочных сбережений путем подачи соответствующего заявления в указанный негосударственный пенсионный фонд или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Также определены положения, предусматривающие прекращение отношений, связанных с возможностью приобретения и реализацией права застрахованного лица на накопительную пенсию в системе обязательного пенсионного страхования в случае принятия гражданином решения о переводе средств пенсионных накоплений в качестве взноса по договору долгосрочных сбережений.
Средства пенсионных накоплений переводятся на формирование средств по договору долгосрочных сбережений не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи соответствующего заявления в негосударственный пенсионный фонд. При этом возврат средств пенсионных накоплений на формирование накопительной пении после их перевода на формирование средств по договору долгосрочных сбережений не предусмотрен.
Законопроектом вводится дополнительная финансовая стимулирующая поддержка в течение трех лет в отношении граждан, заключивших договор долгосрочных сбережений в период 2024 - 2026 годов и уплативших взносы по договору долгосрочных сбережений в сумме не менее двух тысяч рублей за год. Дополнительная стимулирующая поддержка государства будет осуществляться путем софинансирования за счет средств федерального бюджета (далее - дополнительный стимулирующий взнос) средств по договору долгосрочных сбережений исходя из суммы уплаченных взносов и размера среднемесячного дохода, полученного гражданином по данным ФНС за истекший календарный год. Предельный размер софинансирования определен в размере до 36 тыс. рублей в год.
Порядок расчета размера дополнительного стимулирующего взноса по договору долгосрочных сбережений, а также порядок перевода из федерального бюджета в негосударственные пенсионные фонды в качестве дополнительных стимулирующих взносов по договору долгосрочных сбережений в пользу участников, заключивших договор долгосрочных сбережений, определяется отдельным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Законопроект устанавливает единый порядок изменения гражданином негосударственного пенсионного фонда, в котором осуществляется формирование его долгосрочных сбережений, а также предусматривает обязанность негосударственного пенсионного фонда обеспечить сохранение сформированных сбережений в результате их инвестирования по итогам каждого периода действия договора долгосрочных сбережений, продолжительность которого устанавливается таким договором, но не может превышать пяти лет.
В целях исключения арбитража в части определения вознаграждения негосударственных пенсионных фондов за осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению, и формированию долгосрочных сбережений, а также создания дополнительных стимулов для негосударственных пенсионных фондов для получения более высокого дохода для своих клиентов законопроектом предусмотрено изменение системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов.
Согласно законопроекту, функционал государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а также функции государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по доверительному управлению средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, сохраняется. При этом предлагается возложить осуществление соответствующих функций на государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" на постоянной основе.
Система гарантирования прав участников пенсионных программ, регулируемая Федеральным законом "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению", будет распространена на средства, формируемые гражданами по договорам долгосрочных сбережений. При этом предельный размер гарантий АСВ для каждого физического лица в случае банкротства или аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда будет увеличен в соответствии с законопроектом с 1,4 до 2,8 млн. рублей. Для граждан, принявших решение о переводе средств пенсионных накоплений в качестве взносов по договору долгосрочных сбережений, а также для граждан, в пользу которых осуществлялась дополнительная финансовая стимулирующая поддержка государства, размер гарантий АСВ будет дополнительно увеличен на сумму соответствующих средств.
В целях повышения уровня защиты прав и законных интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц, в том числе в связи с запуском программы долгосрочных сбережений, а также в целях обеспечения единых регуляторных подходов законопроект вводит обязанность негосударственных пенсионных фондов при осуществлении своей деятельности выявлять конфликт интересов и управлять конфликтом интересов - по аналогии с уже действующим регулированием, предусмотренным Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" в отношении управляющих компаний и специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов.
С учетом изложенного законопроектом вносятся изменения в следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования";
Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах";
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 293-Ф3 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";
Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 555-ФЗ "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".
Реализация предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать привлечению дополнительных инвестиционных средств в экономику Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
При реализации положений проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) расходы федерального бюджета на государственную поддержку формирования долгосрочных сбережений в виде дополнительного стимулирующего взноса в течение 5 лет прогнозно могут составить до 10 млрд. рублей ежегодно.
Изменения, предусмотренные законопроектом, в части отражения информации в рамках взаимодействия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с негосударственными пенсионными фондами в связи с подачей застрахованными лицами заявлений о переводе средств пенсионных накоплений в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений предполагают доработку информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, которую предлагается осуществлять за счет средств, предусмотренных на развитие государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
Общая численность граждан, страховщиком которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, формирующих средства пенсионных накоплений в государственной управляющей компании, по состоянию на 1 января 2023 г. составляет около 37 млн. человек (2,1 трлн. руб.), из них 12 млн. установлена выплата за счет средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата). Таким образом возможная целевая аудитория граждан, страховщиком которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, имеющих возможность перевода средств пенсионных накоплений в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений, составит около 25 млн. человек.
При активной информационной кампании негосударственных пенсионных фондов наибольший риск массового перехода без потери инвестиционного дохода из государственной управляющей компании в негосударственные пенсионные фонды придется на 2026 год и составит от 4 млн. до 5 млн. граждан (около 400 млрд. руб.), которые за период формирования средств пенсионных накоплений не подавали заявлений о переходе (досрочном переходе) в негосударственные пенсионные фонды (далее - заявление о переходе) либо заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).
Объем ликвидных активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, находящиеся под управлением государственной управляющей компании, в размере около 900 млрд. руб. с учетом притока средств от погашения активов (купоны, депозиты), может позволить покрыть обязательства государственной управляющей компании в период с 2023 по 2028 годы по передаче средств пенсионных накоплений в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании поданных заявлений о переходе и по иным основаниям, включающим осуществление выплаты за счет средств пенсионных накоплений гражданам, достигшим пенсионных оснований.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия и изменения следующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта и его краткое описание |
Примерный срок подготовки |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях |
1 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении форм заявления о единовременном взносе, уведомления об отказе от перевода средств пенсионных накоплений в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений" |
Пункт 6 статьи 36.12-1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Постановление Правительства Российской Федерации утверждает форму заявления о единовременном взносе, форму заявления уведомления об отказе от перевода средств пенсионных накоплений в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений. |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России, Минтруд России, Банк России |
2 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка взаимодействия негосударственного пенсионного фонда и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части передачи сведений о подаче заявления участником договора долгосрочных сбережений о единовременном взносе, информации о возможности (невозможности) удовлетворения заявления о единовременном взносе" |
Пункт 6 статьи 36.12-1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Постановление Правительства Российской Федерации утверждает порядок взаимодействия негосударственного пенсионного фонда и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части передачи сведений о подаче заявления участником договора долгосрочных сбережений о единовременном взносе, информации о возможности (невозможности) удовлетворения заявления о единовременном взносе |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России, Минтруд России, Банк России |
3 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка направления негосударственным пенсионным фондом уведомления о переводе средств пенсионных накоплений в состав пенсионных резервов в качестве единовременного в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и порядка внесения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений в единый реестр застрахованных лиц о прекращении формирования накопительной пенсии застрахованного лица" |
Пункт 11 статьи 36.12-1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Постановление Правительства Российской Федерации утверждает порядок направления негосударственным пенсионным фондом уведомления о переводе средств пенсионных накоплений в состав пенсионных резервов в качестве единовременного в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и порядка внесения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений в единый реестр застрахованных лиц о прекращении формирования накопительной пенсии застрахованного лица. |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России, Минтруд России, Банк России |
4 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления стимулирования формирования долгосрочных сбережений граждан за счет средств резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию" |
Подпункт 6 пункта 7 статьи 30.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации". Постановление Правительства Российской Федерации утверждает порядок осуществления стимулирования формирования долгосрочных сбережений граждан за счет средств резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России, Минтруд России |
5 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка расчета дополнительного стимулирующего взноса по договору долгосрочных сбережений" |
Пункт 7 статьи 22 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Постановление Правительства Российской Федерации утверждает порядок расчета дополнительного стимулирующего взноса по договору долгосрочных сбережений. |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России, ФНС России |
6 |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка перевода из федерального бюджета средств в негосударственные пенсионные фонды в качестве дополнительных стимулирующих взносов по договору долгосрочных сбережений" |
Пункт 7 статьи 22 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Постановление Правительства Российской Федерации утверждает порядок перевода из федерального бюджета средств в негосударственные пенсионные фонды в качестве дополнительных стимулирующих взносов по договору долгосрочных сбережений. |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России, ФНС России, Федеральное казначейство |
7 |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений" |
Пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В связи с закреплением функционала государственной управляющей компании на государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" на постоянной основе необходимо исключить порядок передачи активов от государственной управляющей компании, с которой прекращается (расторгается) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вновь назначенной государственной управляющей компании, а также процесс передачи активов от государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, с которой прекращаются (расторгаются) договоры доверительного управления средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, вновь назначенной государственной управляющей компании средствами выплатного резерва. |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России |
8 |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении дополнительных требований к порядку формирования и использования резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию" |
Пункт 4 статьи 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Постановление Правительства Российской Федерации вносит изменения в порядок использования средств резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в связи с его использованием на стимулирование формирования долгосрочных сбережений. |
29 декабря 2023 г. |
Минфин России, Минтруд России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.