Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 апреля 2023 г. N 5.1-01/1136
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
принятому Государственной Думой 20 апреля 2023 года
Проект названного Федерального закона (N 314175-8) был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.В. Яцкиным, Н.А. Журавлевым, Г.Н. Кареловой и другими, депутатом Государственной Думы М.А. Топилиным 14 марта 2023 года.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении был расширен предмет его правового регулирования.
Федеральный закон направлен на упрощение процедур осуществления заказчиками закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, Федеральный закон предоставляет заказчикам право использовать (или не использовать) методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в случае определения идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В настоящее время заказчики обязаны применять такие методические рекомендации в указанных выше случаях согласно части 17 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Федеральным законом повышается с трех миллионов рублей до десяти миллионов рублей предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, при котором допускается проведение запроса котировок в электронной форме. Одновременно с этим отменяются до 31 декабря 2026 года установленные пунктом 1 части 10 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ ограничения размера годового объема закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок.
Кроме того, Федеральным законом вносятся в статью 93 Федерального закона N 44-ФЗ изменения, направленные на повышение суммы закупки товара у единственного поставщика, осуществляемой в электронной форме с использованием электронной площадки, с трех миллионов рублей до пяти миллионов рублей с установлением ограничения годового объема таких закупок в сто миллионов рублей, а также на сокращение с десяти рабочих дней до восьми рабочих дней срока согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.
Федеральным законом до 1 января 2025 года продлевается срок действия части 56 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающей с учетом положений части 57 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ возможность осуществления закупки строительства "под ключ".
Одновременно с этим до 31 декабря 2024 года устанавливается изъятие из сферы правового регулирования Федерального закона N 44-ФЗ отношений, связанных с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями, находящимися на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконного нормативного правового акта.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 4 мая 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.