Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 апреля 2023 г. N 5.1-01/1148
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 342.6 и 343.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе",
принятому Государственной Думой 19 апреля 2023 года
Проект федерального закона N 310880-8 "О внесении изменений в статью 343.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 марта 2023 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и расширено содержание.
Целями принятия Федерального закона являются установление значения базовой цены на нефть для определения размера налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), а также совершенствование порядка установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, предусмотренного статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
Федеральным законом уточняется формула расчета К ндд - коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. В данную формулу включен новый элемент - Коэффициент К ю (новая редакция пункта 1 статьи 342.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)).
Кроме того, уточняется редакция статьи 343.2 Налогового кодекса посредством исключения из ее текста норм отсылочного характера к пункту 4 статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Необходимость внесения в Налоговый кодекс данных изменений вызвана исключением из статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации значения базовой цены на нефть, которое ранее использовалось в целях определения нефтегазовых доходов федерального бюджета, и включением этой нормы в статью 343.2 Налогового кодекса в целях возможности применения налоговых вычетов по НДПИ.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона N 5003-1 Правительство Российской Федерации будет устанавливать формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должны учитываться средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) и средняя цена на нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 5003-1. В настоящее время в указанных формулах не учитывается средняя цена на нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря.
Аналогичные изменения вносятся в пункт 3 статьи З1 Закона N 5003-1.
Абзацем седьмым пункта 3 статьи 3.1 Закона N 5003-1 устанавливается, что средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" и средняя цена на нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря, определенные по результатам мониторинга, ежемесячно не позднее чем за пять дней до 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга, будут доводиться через официальные источники информации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в рассматриваемой норме отсутствует конкретизация, на каких рынках определяется указанная средняя цена на нефть сырую марки "Юралс".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Предусмотренный статьей 4 Федерального закона порядок его вступления в силу в части норм, регулирующих НДПИ, согласуется с порядком вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным абзацем пятым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона положения пункта 3 статьи 3.1 Закона Российской Федерации N 5003-1 (в редакции Федерального закона) применяются для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, которые уплачиваются, начиная с 1 июня 2023 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (таможенное регулирование) и "з" (федеральные налоги) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федерального налога и таможенного регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 мая 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.