Заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики
на проект законодательной инициативы Законодательного собрания Ленинградской области N 8-271 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам"
Досье на проект федерального закона
По результатам рассмотрения указанного проекта законодательной инициативы (далее - законопроект), Комиссия Совета законодателей Российской Федерации по вопросам социальной политики (далее - Комиссия) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), предусматривающие увеличение максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента, учитываемого при перерасчете страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости до 10 баллов для работающих пенсионеров, не формирующих в соответствующем году пенсионные накопления, и до 6,25 баллов для пенсионеров, у которых пенсионные накопления формируются.
Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ значение индивидуального пенсионного коэффициента, учитываемое при перерасчете страховых пенсий работающих пенсионеров, ограничено величиной не более 3 и 1,875 баллов для застрахованных лиц, у которых соответственно не формируются или формируются пенсионные накопления. Вместе с тем, для застрахованных лиц, не являющихся пенсионерами, максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента учитывается в размере 10 баллов (6,25 для лиц, формирующих пенсионные накопления).
Одновременно законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, в соответствии с которой, начиная с 2016 года, работающим пенсионерам страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности выплачиваются без учета индексации.
Пересмотр размера страховой пенсии, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам, установленных по состоянию на 31 декабря 2022 года, предлагается осуществить с 1 января 2023 года с учетом стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных по состоянию на 1 января 2023 года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту принятие проекта федерального закона повлечет дополнительные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 года бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации). В связи с этим необходимо отметить, что законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статья 105 Регламента Государственной Думы).
Кроме того, на рассмотрении в Государственной Думе в настоящее время находится несколько законопроектов (N 1122498-7 и N 187497-8), предусматривающих индексацию пенсий работающим пенсионерам и перерасчет страховой пенсии по старости работающим пенсионерам исходя из максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента.
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике законопроект не поддерживает. Отмечается, что, по мнению Комитета, действующее в пенсионном законодательстве ограничение индивидуального пенсионного коэффициента для перерасчета страховой пенсии вкупе с приостановлением выплаты страховых пенсий с учетом индексации имеет признаки двойного ограничения размеров страховой пенсии работающих пенсионеров. Комитет полагает целесообразным осуществлять перерасчет страховой пенсии (доли страховой пенсии по старости), исходя из фактического (но не выше общеустановленного максимального) значения индивидуального пенсионного коэффициента, применяемого при назначении страховой пенсии.
Однако данные изменения потребуют либо увеличения расходов на выплату страховых пенсий из федерального бюджета, либо увеличения тарифа уплачиваемых страховых взносов, из которых формируется бюджет Социального фонда России, что требует дополнительного обсуждения.
Что касается индексации пенсии работающим пенсионерам, то отмечается следующее: индексация представляет собой компенсацию инфляционных процессов. Для неработающих граждан пенсия является единственным источником дохода, и ее увеличение производится через индексацию. Для работающих граждан, получающих заработную плату, возмещение инфляционных издержек происходит через индексацию (рост) заработной платы. В этой части законопроект председателем Комитета Совета Федерации по социальной политике не поддерживается.
У Правового управления Аппарата Совета Федерации замечаний по концепции законопроекта не имеется.
Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что предлагаемые изменения приведут к дополнительным расходам бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 года бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации). Также обращается внимание, что в бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов расходы на перерасчет пенсий работающим пенсионерам не предусмотрены.
Председатель Законодательного Собрания Камчатского края поддерживает законопроект без замечаний.
Председатель Ивановской областной Думы указывает на необходимость получения на законопроект заключения Правительства Российской Федерации, а также на наличие аналогичного проекта федерального закона (N 187497-8) на рассмотрении в Государственной Думе.
На основании изложенного Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики рекомендует Законодательному собранию Ленинградской области не вносить на рассмотрение в Государственную Думу проект законодательной инициативы N 8-271 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что настоящий отзыв не может препятствовать Законодательному собранию Ленинградской области в реализации права законодательной инициативы и принятию решения о внесении подготовленного законопроекта в Государственную Думу.
Председатель Комиссии, |
М.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.