Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 352566-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшегося 14 марта 2016 года, а также по результатам мониторинга правоприменительной практики реализации Федерального закона от 6 июня 2019 года N 122 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", проводимого в Совете Федерации во исполнение протокольного поручения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (выписка из протокола N 582/8 от 29 мая 2019 года).
В ходе указанного мониторинга выявлен ряд проблем системного характера в области организации и проведения технического осмотра транспортных средств.
В настоящее время технический осмотр транспортных средств осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - операторы технического осмотра), аккредитованными профессиональным объединением страховщиков - Российским союзом автостраховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении при наличии полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО). В свою очередь для заключения договора ОСАГО владелец транспортного средства должен представить страховщику диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (далее - диагностическая карта). Таким образом, полномочия по проверке факта прохождения технического осмотра, наличия диагностической карты и, соответственно, по допуску транспортного средства к участию в дорожном движении переданы страховым компаниям.
Контроль за деятельностью операторов технического осмотра и проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации осуществляет Российский союз автостраховщиков (далее - РСА), который является общероссийским профессиональным объединением, основанным на принципе обязательного членства страховщиков. Деятельность РСА является объектом страхового надзора, осуществляемого Банком России на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная задача страховщиков - это защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств. Вопросы обеспечения проведения технического осмотра и осуществления контроля за деятельностью операторов технического осмотра не являются их профессиональной сферой. То есть РСА занимается несвойственной ему функцией. В результате производственные аспекты деятельности операторов технического осмотра остаются вне сферы контроля, что способствует созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении технических осмотров и дискредитации самого института технического осмотра.
Официальная статистика ГИБДД России свидетельствует о существенном увеличении числа дорожно-транспортных происшествий с участием технически неисправных транспортных средств. Если до 2012 года (до передачи функции по проведению проверки технического состояния автомобилей от ГИБДД России операторам технического осмотра, аккредитованным РСА) число погибших в ДТП по причине технической неисправности автомобиля колебалось в пределах двухсот-трехсот человек в год, то уже в 2019, 2020 годах зафиксировано более тысячи погибших ежегодно. Основными видами неисправностей являются неисправности тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин.
Законопроектом предлагается передать полномочия по аккредитации операторов технического осмотра, по ведению реестра операторов технического осмотра от Российского союза автостраховщиков Федеральной службе по аккредитации, так как она является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации (Росаккредитация). Кроме этого Росаккредитации передаются полномочия по осуществлению контроля за деятельностью операторов технического осмотра. Это позволит исключить коррупционную составляющую в системе проведения технического осмотра, усилит государственный контроль основных процессов, связанных с проведением технического осмотра и эксплуатацией транспортных средств, позволит также снизить уровень аварийности с участием технически неисправных транспортных средств, особенно легковых автомобилей и мотоциклов.
В целях формирования взвешенного, экономически обоснованного тарифа за оказание услуг по техническому осмотру во всех регионах Российской Федерации, законопроектом изменяется порядок его формирования. Вводится базовый размер платы и ценовые пределы за проведение технического осмотра.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация данного Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, необходимых на осуществление Федеральной службой по аккредитации полномочий по аккредитации операторов технического осмотра, ведению реестра операторов технического осмотра и осуществлению контроля за их деятельностью.
Однако, учитывая, что в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" аккредитация в сфере технического осмотра осуществляется на платной основе, то выполнение Росаккредитацией указанных функций может осуществляться за счет данной платы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 912 "О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра" (ред. от 18.02.2020 г.) с 1 марта 2021 года размер платы за аккредитации составляет 33 000 рублей за рассмотрение заявления о предоставлении аттестата аккредитации и принятие решения о выдаче аттестата аккредитации плюс 16 500 рублей за каждый пункт технического осмотра или передвижную диагностическую линию. Таким образом, за аккредитацию каждый оператор технического осмотра платит минимум 49 500 рублей. По данным Российского союза автостраховщиков в реестре операторов технического осмотра зарегистрировано 5 168 операторов. Следовательно, поступления в федеральный бюджет от платы за аккредитацию составят 255 816 000 рублей, за счет которых возможно финансирование выполнения дополнительных полномочий Росаккредитацией.
Кроме этого операторы технического осмотра должны раз в два года проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации. Размер платы за это составляет 25 000 рублей плюс 10 000 рублей за каждый пункт технического осмотра или передвижную диагностическую линию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.