Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 11 апреля 2023 г. N 3.1-02/1314@
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о выдаче",
принятому Государственной Думой 5 апреля 2023 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о выдаче" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 307011-8) внесен в Государственную Думу 4 марта 2023 года Президентом Российской Федерации и принят 5 апреля 2023 года.
Федеральный закон ратифицирует Договор между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о выдаче (далее - Договор), подписанный 29 июня 2022 года в городе Санкт-Петербурге.
В соответствии с Договором Стороны обязуются по соответствующему запросу выдавать друг другу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора за совершение преступлений, влекущих выдачу. Согласно части 1 статьи 4 Договора под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Договором определяются центральные органы выполнения Договора, порядок осуществления выдачи, а также основания для отказа в выдаче.
Центральным органом со стороны Российской Федерации, уполномоченным выполнять Договор, является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
В Договоре подробно рассматривается вопрос о требованиях, предъявляемых к составлению запроса о выдаче, порядке его направления, процессуальных гарантиях выдаваемого лица.
Кроме того, Договором регламентируются условия выдачи, а также критерии и основания для отказа в ней. Так, Договором предусмотрена невыдача собственных граждан (пункт "a" части первой статьи 5), что в полной мере согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству (часть первая статьи 61).
В соответствии с Договором выдача не производится и в том случае, если преступление, в связи с которым она запрашивается, подлежит наказанию в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны, за исключением случаев, когда эта Сторона предоставит достаточную, по мнению запрашиваемой Стороны, гарантию, что к лицу, выдача которого запрашивается, не будет применена смертная казнь (пункт "f" части первой статьи 5).
Выдача не производится, когда запрашиваемая Сторона имеет серьезные основания считать, что выдача лица могла бы нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам.
Договором предусмотрена возможность ходатайства о временном задержании лица до представления запроса о выдаче на срок до 60 суток.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Ратификация Договора будет способствовать достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о выдаче".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.