Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 апреля 2023 г. N 5.1-01/994
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 11 апреля 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесён сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.В. Рукавишниковой, депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым и другими 14 марта 2023 года (N 313908-8).
Федеральным законом, в частности, устанавливается, что документ о смерти может быть выдан не только медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, но также в случаях, предусмотренных федеральными законами, другим уполномоченным лицом. Форма и порядок выдачи документа о смерти устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не установлено федеральным законом.
Федеральным законом устанавливается обязанность командира воинской части заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанная обязанность возникает в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы или участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Названные нормы, в том числе, распространяются на лиц, проходивших военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, лиц, находившихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, а также лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации.
Федеральным законом закрепляются положения, согласно которым в случае смерти или гибели военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации наступившей в период названных обстоятельств, выплаты, связанные с гибелью (смертью) указанных лиц, при невозможности выдачи медицинского свидетельства о смерти предоставляются со дня вступления в силу Федерального закона при наличии документа установленной формы о смерти. Порядок, форма и сроки выдачи такого документа определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом признается утратившим силу положение Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что в отношении военнослужащих или граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим указывается день окончания военных действий.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пунктам "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) и "м" (оборона и безопасность) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. Положение Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признаётся утратившим силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 25 апреля 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.