Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2023 г. N 5.1-01/1129
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 11 апреля 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 332229-8) был внесён в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым и другими 7 апреля 2023 года, принят Государственной Думой в первом и во втором чтениях 11 апреля 2023 года.
Федеральным законом определяется содержание понятия "безникотиновая жидкость" и вводится запрет продажи несовершеннолетним и потребления несовершеннолетними электронных или иных приборов, используемых для получения безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, составных частей и элементов таких приборов, которые включены Федеральным законом в понятие "никотинсодержащая продукция".
При этом установленные в Федеральном законе от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" требования к никотинсодержащей продукции и устройствам для её потребления, в том числе, ограничения розничной торговли такой продукцией, распространяются на безникотиновую жидкость и устройства, используемые для получения безникотинового аэрозоля, пара.
Федеральным законом вводится минимальная цена на никотинсодержащую продукцию, определяемая в установленном Правительством Российской Федерации порядке, ниже которой она не может продаваться.
Рассматриваемым Федеральным законом устанавливаются правовые основания для введения запрета на выпуск в обращение продукции, содержащей вещества, направленные на повышение привлекательности никотинсодержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина (в том числе жидкостей для электронных средств доставки никотина), и (или) добавок, усиливающих никотиновую зависимость. С этой целью Правительство Российской Федерации наделяется правом на определение перечня указанных веществ.
Наряду с этим Федеральным законом в федеральные законы от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 13 марта 2006 года N 38-Ф3 "О рекламе" и от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вносятся корреспондирующие изменения, направленные на защиту детей от информации, связанной с устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, предусматривающие в том числе недопущение их демонстрации в рекламе, наличие обязательного указания на опасность потребления никотинсодержащей продукции при распространении среди детей старше двенадцати лет информационной продукции, содержащей изображение, описание или эпизодическое упоминание устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, социального развития Российской Федерации), "ж" (установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федераций, установленному пунктом "ж" (сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни) и "ж1" (защита детства) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьёй 5 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, вводящего ограничения розничной торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, вступающего в силу с 1 июня 2023 года, и положений о минимальной цене на никотинсодержащую продукцию, а также права Правительства Российской Федерации на определение перечня веществ, направленных на повышение привлекательности никотинсодержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина и (или) добавок, усиливающих никотиновую зависимость, при добавлении которых выпуск в обращение соответствующей продукции не допускается, вступающих в силу с 1 сентября 2023 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 26 апреля 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.