Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 апреля 2023 г. N 3.8-02/1872@
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 11 апреля 2023 года.
Проект названного Федерального закона (N 332229-8) был внесен на рассмотрение в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым и другими 7 апреля 2023 года, принят в первом, во втором и третьем чтениях - 11 апреля 2023 года.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральным законом вносятся изменения в четыре федеральных закона: от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"; от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе"; от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Федеральным законом уточняется и дополняется понятийный аппарат Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Закон N 15-ФЗ): вводится понятие "безникотиновая жидкость"; уточняются понятия "никотинсодержащая продукция" и "устройства для потребления никотинсодержащей продукции".
В соответствии с вносимыми изменениями электронные или иные приборы, используемые для получения в том числе безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, а также составные части и элементы таких приборов будут также относиться к "никотинсодержащей продукции".
Таким образом, установленные Законом N 15-ФЗ требования к никотинсодержащей продукции и устройствам для ее потребления, в полной мере распространятся на безникотиновую жидкость и устройства, используемые для получения безникотинового аэрозоля, пара. В числе таких требований:
запрет продажи указанной продукции несовершеннолетним и ее потребления несовершеннолетними, вовлечения детей в процесс потребления продукции путем покупки для них либо передачи им такой продукции;
запрет розничной торговли указанной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами (за исключением развозной торговли в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов);
запрет выкладки и демонстрации никотинсодержащей продукции в торговом объекте;
запрет розничной торговли указанной продукцией в том числе в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на территориях и в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов и других местах.
В отношении устройств для потребления никотинсодержащей продукции устанавливаются:
запрет на рекламу и стимулирование продажи посредством применения скидок с цены, в том числе посредством издания купонов и талонов;
ограничения розничной торговли, в том числе: запрет на торговлю на ярмарках, выставках, дистанционным способом и с использованием автоматов; запрет выкладки и демонстрации такой продукции в торговых объектах.
В отношении никотинсодержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина (в том числе жидкостей для электронных средств доставки никотина) Правительство Российской Федерации наделяется правом определять перечень веществ, направленных на повышение привлекательности такой продукции, и (или) добавок, усиливающих никотиновую зависимость, при добавлении которых не допускается выпуск в обращение соответствующей продукции.
Кроме того, вводится запрет на продажу никотинсодержащей продукции по цене ниже минимальной цены на никотинсодержащую продукцию. Минимальная цена на никотинсодержащую продукцию будет определяться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В федеральные законы от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вносятся изменения, предусматривающие принятие государством мер по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, в том числе от рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
К не допускаемой к обороту информационной продукции для детей, не достигших возраста двенадцати лет, будет отнесена информационная продукция, содержащая изображение, описание или эпизодическое упоминание устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
В Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" вносится изменение, не допускающее в рекламе демонстрацию процессов потребления никотинсодержащей продукции, в том числе с использованием устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Федеральный закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних, от последствий потребления никотинсодержащей продукции, а также на недопущение вовлечения в процесс потребления никотинсодержащей продукции детей и молодежи.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением отдельных норм, для которых статьей 5 установлен переходный период.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (комитеты - соисполнители) приняли решения рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.