Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2023 г. N5.1-01/1133
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 19 апреля 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 329843-8 "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым и другими 5 апреля 2023 года.
Федеральный закон разработан в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года в части налоговых мер поддержки граждан и стимулирования производства высокотехнологичного оборудования в стране.
Федеральным законом предусматривается увеличение предельного размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части расходов на обучение детей с 50 000 рублей до 110 000 рублей.
Кроме того, предлагается увеличить предельный совокупный размер социальных налоговых вычетов, предоставляемых плательщикам налога на доходы физических лиц за налоговый период, со 120 000 рублей до 150 000 рублей.
Федеральным законом также устанавливается, что при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством Российской Федерации, плательщик налога на прибыль организаций вправе учитывать расходы на приобретение, изготовление таких основных средств с применением повышающего коэффициента 1,5 по аналогии с порядком учета расходов по приобретению (созданию) передовой отечественной продукции, относящейся к сфере искусственного интеллекта.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация положений Федерального закона может повлечь уменьшение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона его нормы, регулирующие налог на доходы физических лиц, вступают в силу в соответствии с порядком вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации - по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.
Положения Федерального закона о налоге на прибыль организаций вступают в силу со дня его официального опубликования и применяются к правоотношениям по определению первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования, которое на дату ввода его в эксплуатацию включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Для реализации положений Федерального закона потребуется принятие подзаконного нормативного правового акта.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федеральных налогов. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 мая 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.