Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2023 г. N 5.1-01/1134
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 19 апреля 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 316686-8) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 марта 2023 года, принят Государственной Думой в первом чтении 4 апреля 2023 года, во втором чтении - 19 апреля 2023 года.
Федеральным законом к категории ветеранов Великой Отечественной войны относятся лица, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда" (граждане, которые во время Сталинградской битвы с 23 августа 1941 года по 2 февраля 1943 года находились на территории города Сталинграда). Им предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 18, 23.1, 23.2 Федерального закона "О ветеранах" (в настоящее время меры правовой статус и меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Сталинграда" и проживавших в Волгоградской области, установлены законодательством Волгоградской области).
Соответствующие изменения вносятся также в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", федеральные законы от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 29 июля 2017 года N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры", от 30 декабря 2020 года N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата".
В соответствии с указанными изменениями лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Сталинграда", будут предоставлены следующие права и льготы:
право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости) и на повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца;
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
право на освобождение от уплаты консульских сборов и сборов в счёт возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий;
право на освобождение от уплаты курортного сбора.
Во втором чтении Федеральный закон был дополнен новой статьёй 3, согласно которой в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" внесены изменения, направленные на правовое регулирование сопровождаемого проживания инвалидов, под которым понимается комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению). Примерный порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Также установлено, что организация сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов (трудовой деятельности инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, осуществляемой с помощью других лиц) и сопровождение при содействии занятости инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения, являются специальными мероприятиями, способствующими повышению их конкурентоспособности на рынке труда для обеспечения занятости инвалидов.
Новой статьёй 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено определение социальной занятости инвалидов - деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц. Социальная занятость инвалидов направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон регулирует вопросы по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (организация публичной власти, установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации и в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение), "к" (трудовое право), "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 10 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 3, которая вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Действие положений указанных законов в редакции настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года. Реализация Федерального закона потребует внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 3 мая 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.