Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 апреля 2023 г. N 3.8-02/1876@
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 апреля 2023 года.
Проект названного Федерального закона (N 316686-8) был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 17 марта 2023 года, принят в первом чтении 4 апреля 2023 года, во втором и третьем чтениях - 19 апреля 2023 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральным законом устанавливается новая категория ветеранов Великой Отечественной войны - лица, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда", которым будут предоставляться меры социальной поддержки, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны из числа лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и знаком "Житель осажденного Севастополя".
К указанной категории относятся граждане, которые во время Сталинградской битвы с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года находились на территории города Сталинграда.
В настоящее время правовой статус и меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Сталинграда" и проживающих в Волгоградской области, определяются Законом Волгоградской области от 2 июня 2022 года N 40-ОД "О внесении изменений в Социальный кодекс Волгоградской области от 31 декабря 2015 года N 246-ОД". Согласно пояснительной записке, представленной к проекту Федерального закона, категория жителей осажденного Сталинграда составляет 3 997 человек.
Федеральным законом изменения вносятся в девять законодательных актов, в том числе в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом жителям осажденного Сталинграда будет предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости) и на повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, получение ежемесячной денежной выплаты, на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, право на бесплатное получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и другие меры поддержки.
Действие вышеуказанных положений Федерального закона будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), который дополняется новой статьей 91, регламентирующей вопросы, связанные с организацией сопровождаемого проживания инвалидов.
Под сопровождаемым проживанием понимается комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей. Сопровождаемое проживание - это успешно внедряемая в субъектах Российской Федерации социальная стационарозамещающая технология, которая является элементом постоянного процесса реабилитации и абилитации для инвалидов, реализуемая в целях пребывания инвалидов в привычной, благоприятной для них среде.
Примерный порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов в соответствии с Федеральным законом будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Минтрудом России будут определены критерии, применяемые для установления нуждаемости в сопровождаемом проживании инвалидов, объемы, периодичность и продолжительность предоставления услуг. Нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании будет устанавливаться исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания в соответствии с критериями, утвержденными Минтрудом России.
Одновременно Федеральный закон N 181-ФЗ дополнятся нормами по организации сопровождаемой трудовой занятости инвалидов. Кроме того, новой статьей 201 вводится понятие социальная занятость инвалидов, под которой понимается деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных видов деятельности исключительно с помощью других лиц. Принятие этой нормы позволит осуществлять социальную адаптацию инвалидов, прежде всего с ментальными нарушениями, посредством трудовой деятельности с согласия инвалида на возмездной или безвозмездной основе. К полномочию Минтруда России отнесено определение примерного порядка организации социальной занятости инвалидов.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений о поддержке инвалидов, вступающих в силу с 1 сентября 2023 года.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает, что Федеральный закон имеет высокую социальную направленность и рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.