Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 354428-8 "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 1, 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Законопроект подготовлен в целях совершенствования организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Нижегородской области.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" определено, что действующая система судов общей юрисдикции требует дальнейшей оптимизации путем укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.
В настоящее время на территории Нижегородской области действуют 58 районных (городских) судов общей юрисдикции.
За последние годы в Нижегородской области отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества дел, рассматриваемых судьями районных судов, и, как следствие, нагрузки на судей данного звена судебной системы, несмотря на то, что в Нижегородской области отмечена естественная убыль населения согласно данным Центра социально-консервативной политики в Приволжском федеральном округе по изменению демографической ситуации (в 2017 году численность региона составила 3 247 713 человек, а в 2022 году - 3 144 254 человека).
Анализ нагрузки судей малосоставных судов в течение последних пяти лет, начиная с 2017 года, и изменение численности населения соответствующих районов Нижегородской области свидетельствуют о целесообразности упразднения судов с одновременной передачей вопросов, отнесенных к их ведению, в юрисдикцию межрайонных судов, не влекущего за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается упразднить следующие малосоставные районные суды Нижегородской области (с указанием штатной численности судей, государственных гражданских служащих, персонала и общей нагрузки в месяц на судью этого суда за период с 2017 года по 2021 год):
1) Большеболдинский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 3 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 50,4 дела, в 2018 году - 42,3 дела, в 2019 году - 40,6 дела, в 2020 году - 30,1 дела, в 2021 году - 32,3 дела;
2) Большемурашкинский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 3 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 20,5 дела, в 2018 году - 22,0 дела, в 2019 году - 20,6 дела, в 2020 году - 23,3 дела, в 2021 году - 24,4 дела;
3) Бутурлинский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 4 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 36,3 дела, в 2018 году - 32.1 дела, в 2019 году - 35,1 дела, в 2020 году - 35,2 дела, в 2021 году - 34,9 дела;
4) Вадский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 3 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 31,6 дела, в 2018 году - 22,8 дела, в 2019 году - 32,7 дела, в 2020 году - 34,1 дела, в 2021 году - 35.2 дела;
5) Вачский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 3 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 37,5 дела, в 2018 году - 33,2 дела, в 2019 году - 41,0 дела, в 2020 году - 40,8 дела, в 2021 году - 50.8 дела;
6) Ветлужский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 4 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 30,0 дела, в 2018 году - 31,7 дела, в 2019 году - 33,0 дела, в 2020 году - 30,2 дела, в 2021 году - 35.9 дела;
7) Вознесенский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 3 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 21,6 дела, в 2018 году - 23,0 дела, в 2019 году - 23,4 дела, в 2020 году - 30,5 дела, в 2021 году - 31.2 дела;
8) Воротынский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 10 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 33,5 дела, в 2018 году - 31,9 дела, в 2019 году - 28,7 дела, в 2020 году - 43,9 дела, в 2021 году - 48.3 дела;
9) Воскресенский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 4 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 37,9 дела, в 2018 году - 42,0 дела, в 2019 году - 40,8 дела, в 2020 году - 41,1 дела, в 2021 году - 40,0 дела;
10) Гагинский районный суд Нижегородской области. В штате 1 судья, 3 государственных гражданских служащих, 8 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 16,6 дела, в 2018 году - 37.4 дела, в 2019 году - 36,2 дела, в 2020 году - 45,5 дела, в 2021 году - 48,6 дела;
11) Дивеевский районный суд Нижегородской области. В штате 3 судьи, 7 государственных гражданских служащих, 5 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 22,8 дела, в 2018 году - 26.3 дела, в 2019 году - 23,9 дела, в 2020 году - 35,0 дела, в 2021 году - 42.4 дела;
12) Княгининский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 4 государственных гражданских служащих, 6 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 24,1 дела, в 2018 году - 19,2 дела, в 2019 году - 22,7 дела, в 2020 году - 24,3 дела, в 2021 году - 29,0 дела;
13) Ковернинский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 5 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 46,1 дела, в 2018 году - 32.1 дела, в 2019 году - 38,6 дела, в 2020 году - 43,6 дела, в 2021 году - 42.2 дела;
14) Краснобаковский районный суд Нижегородской области. В штате 4 судьи, 9 государственных гражданских служащих, 5 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 54,0 дела, в 2018 году - 55,9 дела, в 2019 году - 57,4 дела, в 2020 году - 59,9 дела, в 2021 году - 56,5 дела;
15) Краснооктябрьский районный суд Нижегородской области. В штате 1 судья, 3 государственных гражданских служащих, 8 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 4,9 дела, в 2018 году - 54,6 дела, в 2019 году - 60,4 дела, в 2020 году - 51,2 дела, в 2021 году - 38.3 дела;
16) Первомайский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 4 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 32,0 дела, в 2018 году - 31.0 дела, в 2019 году - 31,6 дела, в 2020 году - 35,4 дела, в 2021 году - 43.4 дела;
17) Перевозский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 9 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 33,6 дела, в 2018 году - 30,2 дела, в 2019 году - 33,1 дела, в 2020 году - 31,9 дела, в 2021 году - 34.7 дела;
18) Пильнинский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 6 государственных гражданских служащих, 4 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 18,6 дела, в 2018 году - 30.1 дела, в 2019 году - 27,9 дела, в 2020 году - 34,8 дела, в 2021 году - 34.5 дела;
19) Сергачский районный суд Нижегородской области. В штате 4 судьи, 11 государственных гражданских служащих, 4 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 43,7 дела, в 2018 году - 37,4 дела, в 2019 году - 39,0 дела, в 2020 году - 36,5 дела, в 2021 году - 41,5 дела;
20) Сеченовский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 4 государственных гражданских служащих, 6 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 55,9 дела, в 2018 году - 58,1 дела, в 2019 году - 53,3 дела, в 2020 году - 60,7 дела, в 2021 году - 25,5 дела;
21) Сокольский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 9 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 38,6 дела, в 2018 году - 27.8 дела, в 2019 году - 26,5 дела, в 2020 году - 31,9 дела, в 2021 году - 28,7 дела;
22) Сосновский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 8 государственных гражданских служащих, 5 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 23,1 дела, в 2018 году - 23.0 дела, в 2019 году - 20,9 дела, в 2020 году - 31,2 дела, в 2021 году - 43.1 дела;
23) Спасский районный суд Нижегородской области. В штате 1 судья, 4 государственных гражданских служащих, 3 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 14,6 дела, в 2018 году - 8,0 дела, в 2019 году - 11,7 дела, в 2020 году - 17,7 дела, в 2021 году - 51,5 дела;
24) Тонкинский районный суд Нижегородской области. В штате 1 судья, 3 государственных гражданских служащих, 4 человека персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 22,8 дела, в 2018 году - 34,5 дела, в 2019 году - 26,4 дела, в 2020 году - 37,0 дела, в 2021 году - 30.2 дела;
25) Шарангский районный суд Нижегородской области. В штате 2 судьи, 5 государственных гражданских служащих, 5 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 30,6 дела, в 2018 году - 22.8 дела, в 2019 году - 22,9 дела, в 2020 году - 28,3 дела, в 2021 году - 28.1 дела;
26) Шахунский районный суд Нижегородской области. В штате 4 судьи, 12 государственных гражданских служащих, 6 человек персонала. Нагрузка на судью в 2017 году составляла 44,0 дела, в 2018 году - 40.3 дела, в 2019 году - 42,1 дела, в 2020 году - 46,1 дела, в 2021 году - 54,5 дела.
Средний областной показатель нагрузки в месяц на судей Нижегородской области в 2017 году составил 49,5 дела, в 2018 году - 48.2 дела, в 2019 году - 48,2 дела, в 2020 году - 50,0 дела, в 2021 году - 56.9 дела.
Нагрузка указана с учетом уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях, материалов, поступивших в районные (городские) суды региона по первой инстанции и в порядке апелляции.
Как видно по состоянию на 2021 год, общая нагрузка на судью в регионе увеличивается, однако в некоторых из вышеуказанных судов она сохраняется либо уменьшается, демонстрируя существенную разницу между показателями.
В связи с этим малосоставные суды не соответствует задачам повышения эффективности правосудия, сформулированным в постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года".
Единственным выходом из сложившейся ситуации является принятие Федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области".
Принятие указанного Федерального закона позволит перераспределить и более рационально использовать установленную федеральным законодательством численность судей и работников аппаратов судов, создать судебный район, охватывающий территории нескольких соседних муниципальных образований.
Из положений части 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" следует, что районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Таким образом, проектом федерального закона предлагается создать:
Большеболдинский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Большеболдинского и Гагинского районов Нижегородской области;
Вачский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Вачского и Сосновского районов Нижегородской области;
Воротынский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Воротынского и Спасского районов Нижегородской области;
Дивеевский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Вознесенского, Дивеевского и Первомайского районов Нижегородской области;
Княгининский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Большемурашкинского и Княгининского районов Нижегородской области;
Ковернинский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Ковернинского и Сокольского районов Нижегородской области;
Краснобаковский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Воскресенского и Краснобаковского районов Нижегородской области;
Перевозский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Бутурлинского, Вадского и Перевозского районов Нижегородской области;
Пильнинский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Пильнинского и Сеченовского районов Нижегородской области;
Сергачский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Краснооктябрьского и Сергачского районов Нижегородской области;
Шарангский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Тонкинского и Шарангского районов Нижегородской области;
Шахунский межрайонный суд Нижегородской области, юрисдикция которого будет распространяться на территории Ветлужского и Шахунского районов Нижегородской области.
Сравнительный анализ статистических данных о количестве, качестве рассмотрения судебных дел председателями, заместителями председателей, судьями районных (городских) судов Нижегородской области за 2021 год, представленных Управлением Судебного департамента в Нижегородской области, показал, что в результате упразднения малосоставных районных судов общая нагрузка в создаваемых межрайонных судах не превысит среднеобластную и составит в среднем в месяц на судью:
Большеболдинского межрайонного суда Нижегородской области - 37,7 дела;
Вачского межрайонного суда Нижегородской области - 46,9 дела;
Воротынского межрайонного суда Нижегородской области - 49.4 дела;
Дивеевского межрайонного суда Нижегородской области - 39.5 дела;
Княгининского межрайонного суда Нижегородской области - 26,7 дела;
Ковернинского межрайонного суда Нижегородской области - 35,5 дела;
Краснобаковского межрайонного суда Нижегородской области - 51,0 дела;
Перевозского межрайонного суда Нижегородской области - 34,9 дела;
Пильнинского межрайонного суда Нижегородской области - 30,0 дела;
Сергачского межрайонного суда Нижегородской области - 40,9 дела;
Шарангского межрайонного суда Нижегородской области - 28,8 дела;
Шахунского межрайонного суда Нижегородской области - 48,3 дела.
Кроме того, немаловажно отметить, что с 1 июня 2018 года законодателем расширено применение института присяжных заседателей: суд с участием присяжных заседателей введен в судах районного и городского уровней.
В ходе изучения в 2021 году судебной практики рассмотрения судами Нижегородской области уголовных дел с участием присяжных заседателей установлено, что при реализации суда с участием присяжных заседателей в районных судах Нижегородской области, чья юрисдикция распространяется на территорию района с малой численностью населения, возникали трудности формирования коллегии присяжных заседателей ввиду наличия оснований для самоотвода, поскольку кандидаты в присяжные заседатели, зачастую, знакомы между собой, с участниками процесса, и уже на стадии формирования коллегии имеют предубеждение о наличии самого факта совершения преступления и о лице, его совершившем.
Принятие Федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области" в том числе повлечет положительную динамику качества совершенствования законодательства о рассмотрении судами дел с участием присяжных заседателей в регионе путем набора кандидатов в присяжные заседатели из других районов для формирования объективной коллегии присяжных.
Предлагаемый проект федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области" позволяет обеспечить наиболее оптимальное функционирование структуры районных судов в Нижегородской области.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области"
Принятие Федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области" потребует бюджетных ассигнований из федерального бюджета на материальное обеспечение (гербовые печати, штампы для судов, вывески судов, таблички кабинетные).
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Нижегородской области на эти цели потребуется 703 200 (семьсот три тысячи двести) рублей, в том числе:
на изготовление гербовых печатей: 312 000 (триста двенадцать тысяч) рублей;
на изготовление штампов для судов: 100 000 (сто тысяч) рублей;
на изготовление вывесок судов: 260 000 (двести шестьдесят тысяч) рублей;
на изготовление табличек кабинетных: 31 200 (тридцать одна тысяча двести) рублей.
Указанные затраты (в сумме 703 200 (семьсот три тысячи двести) рублей) предлагается производить за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на текущее материально-техническое обеспечение судов Нижегородской области.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области"
Принятие Федерального закона "О создании межрайонных судов Нижегородской области, об упразднении некоторых районных судов Нижегородской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Нижегородской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.